ПРИМЕНЕНИЕ САПР «КОМПАС-3D» В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Мерхайдарова А.А.
ГБПОУ «Самарский машиностроительный колледж»
Графические средства отображения информации широко используются во всех сферах жизни общества. Перестройка проектно-конструкторской деятельности предприятий на основе новых информационных технологий требует от средних специальных и высших учебных заведений подготовки специалистов, владеющих современными ИКТ, в частности современными САПР.
САПР позволяют вести проектирование комплексно, начиная с постановки задачи и заканчивая получением готового продукта. САПР используются сейчас людьми самых разнообразных профессий от инженеров до художников—дизайнеров. Сфера применения САПР обширна и с каждым годом расширяется. Сейчас трудно представить себе современное промышленное предприятие или конструкторское бюро без автоматизированных систем, предназначенных для проектирования различных изделий и для обработки конструкторской документации. Переход на машинное проектирование позволяет существенно сократить сроки разработки конструкторской и технологической документации и тем самым ускорить начало производства новых изделий. Одновременно повышается качество конструкторских разработок и выпускаемой документации.
С проблемой выбора той или иной САПР сталкиваются практически все, ведь правильный выбор — надежное условие ее эффективного использования.
Самарский машиностроительный колледж при выборе системы автоматизированного проектирования для подготовки специалистов технической направленности сделал акцент на продукции компании «АСКОН» — САПР «КОМПАС-3D», придерживаясь следующих критериев:
- распространенность САПР,
- цена САПР, её сопровождения и модификации,
- широта охвата задач проектирования,
- удобство работы САПР и её «дружественность»,
- наличие широкой библиотечной поддержки стандартных решений,
- возможность и простота стыковки с другими САПР.
Программные продукты для проектирования, конструирования и
черчения, разработанные компанией «АСКОН», стали стандартом автоматизации для тысяч промышленных предприятий. Их популярность объясняется отличными функциональными возможностями, быстротой освоения, большим набором стандартных библиотек.
В процессе подготовки выпускника технической специальности его необходимо научить разрабатывать и читать чертежи. Эти задачи осуществляются при изучении дисциплины «Инженерная графика». Традиционное изучение инженерной графики в среднем специальном учебном заведении (до САПР) рассчитано на обучение студентов использованию чертёжных инструментов, основам геометрических построений, различным видам проецирования. Научное содержание преподавания инженерной графики до появления САПР существенно не изменялось. Развитие программных графических средств, включая трёхмерное моделирование, меняет методологию. Сегодня чертёжные инструменты считаются устаревшими, хотя владение традиционными инструментами выполнения чертежей останется необходимым умением.
В нашем колледже на занятиях, дисциплины «Инженерная графика», студенты знакомятся с основами САПР, изучение которых продолжается в рамках дисциплины «Автоматизация инженерно – графических работ».
На начальном этапе обучения студентами осваиваются основные операции построения плоскостных чертежей и использование САПР «КОМПАС-3D» в данном случае является отличным решением, т.к. позволяет не только автоматизировать создание конструкторских документов, но и обеспечивает выполнение их в соответствии с ГОСТами и ЕСКД.
Использование САПР «КОМПАС-3D» поднимает на качественно новый уровень учебный процесс. С точки зрения студента в чертеж, выполненный с помощью САПР, проще вносить изменения, исправлять ошибки и неточности в выполненной работе. Студенты имеют хорошую возможность расширить свои представления о чертежно-конструкторской деятельности, повторить и обобщить весь курс черчения, повысить качество графики. С точки зрения преподавателя САПР «КОМПАС-3D» позволяет активизировать работу студентов, расширяется кругозор, при этом повышается образовательный уровень студентов и их самооценка, совершенствуются навыки самостоятельной работы.
Основной недостаток 2D-проектирования состоит в том, что чертежи не дают полного визуального представления об изучаемых технических деталях и механизмах, а изучить их в реальных условиях не всегда представляется возможным. Сложность еще появляется тогда, когда нет наглядных пособий (макетов) различных деталей и механизмов. Поэтому в процессе обучения достаточное внимание уделяется построению трехмерных моделей деталей. С решением данной задачи также позволяет отлично справиться САПР «КОМПАС-3D». Трехмерный редактор, входящий в систему «КОМПАС-3D», не только мощный инструмент геометрического моделирования и подготовки конструкторских документов, но и уникальное средство для развития образного мышления. КОМПАС-3D дает возможность не только рассмотреть и изучить различные технические детали и механизмы в целом, но и мгновенно сделать необходимые разрезы, а также в разных проекциях увидеть детали и механизмы в трехмерном изображении.
В процессе учебной деятельности при демонстрации готовых объектов в интерактивном режиме, когда рассматриваются различные проекции с выбором необходимого отображения, формируются элементарные умения преобразовывать форму предметов, изменять их положение и ориентацию в пространстве, развивается пространственное воображение и мышление.
На основе полученных умений и навыков работы в САПР «КОМПАС- 3D» происходит дальнейшее углубленное изучение возможностей программы, что позволяет осуществить переход к построению сборочных единиц, которое комплексно сочетает в себе все изученные ранее умения: построение плоскостных чертежей, построение трехмерных моделей деталей, работа с библиотеками.
Изучение приемов работы с САПР не является самоцелью, а носит прикладной характер. Начиная с 3 курса, студенты активно применяют приобретенные навыки в области автоматизированного проектирования при выполнении графических работ, курсовых проектов по учебным дисциплинам общепрофессионального и специального циклов. Устойчивые навыки работы с САПР «КОМПАС-3D» являются залогом успешного выполнения студентами дипломного проекта.
В дальнейшем выпускникам нашего колледжа будет легче адаптироваться на рабочем месте, ведь как говорилось выше, многие предприятия используют в производстве новейшие информационные технологии. А самое главное, основные принципы, применяемые в работе с САПР «Комапс-3D», выпускники нашего колледжа смогут применить в других САПР, с которыми они столкнутся в своей профессиональной деятельности.