Banner Ads Top

Некоторые психологические и практические аспекты проведения занятий по инженерной графике Педагогическая мастерская

Некоторые  психологические и практические аспекты проведения занятий по инженерной графике

Карпова И.А.

Тольяттинский политехнический колледж, г. Тольятти, 2015г

Известно, что знания обучающегося находятся в прямой зависимости от характера его деятельности на уроке и дома, что без деятельности нет знаний. Развитие и образование не могут человеку быть даны или сообщены. Он может этого достигнуть только собственной деятельностью и собственными силами. Основная задача преподавателя всячески стимулировать эту деятельность.

Преподаватель может дать блестящий урок  (в его понимании), но для конкретного студента результат этого урока будет равен нулю. Крайне важно уметь поставить себя на место учащегося, представить себе его деятельность на уроке и отношение к этому уроку. Главные враги хорошо проведенного урока, на мой взгляд – это:

  • физический дискомфорт в кабинете;
  • некомфортный психологический климат (атмосфера, царящая на уроке);
  • непонимание или недопонимание излагаемого материала;
  • безделье.

Физический дискомфорт. Это может показаться смешным, но если в кабинете холодно или жарко, душно, снижается продуктивность урока. Поэтому хорошо перед уроком проветрить кабинет. Если в кабинете холодно, проследить, чтобы студенты были одеты соответственно.

Играет роль чистая доска. Учащиеся быстро устают, разглядывая чертеж, выполненный на доске с белыми размытыми пятнами.

Важна поза, в которой сидит студент. Так как физическое и соматическое в нашем организме тесно связано, если студент пытается укладываться на парту, его мозг тоже, образно говоря, «ложится спать». Поэтому, не нужно позволять студенту разваливаться на стуле и на столе, но и слишком правильная  напряженная поза не очень полезна, поза должна быть удобной, с хорошей осанкой и часто меняться.

Не менее важна освещенность. При плохом освещении быстро устают глаза, начинает болеть голова, что также снижает восприятие излагаемого материала. Все это простые, но действенные правила.

Психологический климат, царящий на уроке – ответственность только преподавателя. Из опыта, изначально сложившиеся отношения преподавателя со студентами в группе играют очень большую роль. Чем больше преподаватель и группа нравятся друг другу, тем лучше идет восприятие сказанного с обеих сторон, тем с большей охотой студенты выполняют все необходимое на уроке. Эмоциональный настрой учащегося тесно связан с настроением и поведением преподавателя.

Улыбайтесь, господа! С улыбкой начатый урок, доброжелательное приветствие, несколько фраз, показывающих, что вы искренне интересуетесь настроением и физическим состоянием студента – залог создания деловой и сердечной атмосферы на уроке.

Из моего опыта, если у студентов на уроке хорошее настроение и они чувствуют себя комфортно, очень повышается внимание к излагаемому материалу,  желание что-либо делать и, в конечном счете, усвоение изложенного материала.

 Напряженная, натянутая атмосфера резко снижает эффективность урока, создает неоправданную психологическую нагрузку.

 Следует учитывать, первая или последняя пара Ваш предмет, так как одна и та же группа на первой и на последней паре ведет себя и воспринимает излагаемый материал совершенно по-разному. Исходя из этого, первые пары можно вести эмоционально и насыщенно, последние – более спокойно, делая больше пауз для разрядки.

Также нужно учитывать, какой урок был непосредственно перед Вашим, была ли контрольная, и т.д. Например, после урока физкультуры, студенты перевозбуждены, но в то же время мыслительный процесс почти останавливается.

В этом случае, нужно сделать что-то, что быстро приведет их в себя, например, дать небольшую самостоятельную работу  ( небольшой чертеж в тетради по пройденному материалу, тест, учебник с конспектированием нового материала и т.д. ).

 При этом, без особых усилий со стороны преподавателя, учащиеся включаются в работу, сам процесс работы снимает напряжение и возбуждение, с которым студенты пришли на урок.

Непонимание или недопонимание излагаемого материала.

Практика показывает, что примерно 50% успеха дальнейшего выполнения графической работы зависит от того, насколько внимательно учащиеся слушают преподавателя.  Полноценное слушание требует соблюдения следующих условий.

  • Слушающий полностью сосредотачивает внимание на говорящем.
  • Слушающий не предубежден по отношению к говорящему.
  • Слушающий не пользуется чужими предвзятыми оценками.
  • Слушающий свободен от какого бы то ни было смущения и может задавать любые вопросы.

1 Слушающий полностью сосредотачивает внимание на говорящем.

Нужно обязательно привлечь внимание всех студентов к себе — любым способом, чтобы они подняли головы и смотрели на Вас. Особенно это важно, если в группе много юношей. У них склад ума таков, что они не могут  делать два дела одновременно, и, если юноша в момент объяснения чертит, он вас не слышит!

2 Слушающий не предубежден по отношению к говорящему.

Здесь как раз вступают в силу сложившиеся доброжелательные и доверительные отношения преподавателя и студентов.

3 Слушающий не пользуется чужими предвзятыми оценками.

Студент доверяет знаниям и компетентности преподавателя в силу того, что преподаватель их проявил.

4 Слушающий свободен от какого бы то ни было смущения и может задавать любые вопросы.

Часто студенты не хотят задавать вопросы, даже если они что-то не поняли, опасаясь показать себя не с лучшей стороны. Я стараюсь стимулировать этот  процесс, объясняя, что «не стыдно спросить, стыдно не знать», а так же при объяснении нового материала после  законченной части его обязательно спрашиваю: «Что не понятно? Какие есть вопросы?». Со временем студенты к этому привыкают и начинают свободно и без стеснения спрашивать обо всем.

Когда идет изложение лекционного материала, его нужно давать короткими точными фразами, избегая слов – паразитов. Лекция, следом за которой идет выполнение графической работы, обязательно содержит алгоритм выполнения этой работы.

Успеху урока способствует организация целесообразного общения на уроке. Например, на предмете «Инженерная графика», в процессе выполнения чертежей, я разрешаю студентам подходить друг к другу, обсуждая встречающиеся проблемы  (в четверть голоса). Так же, если вопрос на практической работе обращен ко мне, часто я его адресую группе на всеобщее обсуждение, так как лекция по теме прошла и студенты владеют информацией. Это повышает интерес к выполняемой работе и  самооценку при правильных ответах.

На графической работе выдается образец для выполнения  и инструкция, которая также содержит последовательность выполнения работы, что создает костяк, на который можно опереться.

Важно, особенно на первых занятиях, подойти к каждому студенту и начертить несколько линий, окружностей, написать фразу. После этого студенту психологически легче продолжать чертеж, ему есть с чем сравнить.

Ну и, напоследок, о  безделье. Все мы знаем, что в любой группе есть студенты, которые любым путем увиливают от работы на уроке. Как правило, у них нет форматов и  инструментов (карандашей, линейки, циркуля).

На этот случай у меня в запасе всегда есть все необходимое, и это выдается на урок. Также к таким учащимся нужно чаще подходить, чтобы они чувствовали, что их контролируют.  В результате работа с трудом, но продвигается. Таким студентам нужно дать понять, что просто так отсидеться им не удастся.

Любите свою работу!