Венкова Л. В., преподаватель высшей категории
ГАОУ СПО «Самарский колледж транспорта и коммуникаций»
Отличительной чертой современной системы образования является применение информационных технологий, которые позволяют студентам получать разнообразные образовательные услуги. Быстрое развитие телекоммуникационной среды позволяет использовать современные формы и методики обучения в режиме удаленного доступа. Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ».
Современные компьютерные средства и технологии обучения, а также возможности сети Интернет вносят в образовательную сферу всё большие методические возможности. Для моделей дистанционного образования характерен принцип максимального использования современных средств коммуникаций и технологий изготовления учебных материалов. Современные программные и технические средства делают электронное образование более эффективным. Компьютер в инженерной графике может играть роль как рабочего инструмента (использование прикладных графических программ для автоматизации процесса выполнения графических работ), так и средства обучения (контрольно-обучающие программы, электронный учебник и др.).
Техническое образование требует от студента не только усвоения определенного объема теоретических знаний, но и выработки навыков использования этих знаний на практике. Для студентов, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), приобретение необходимых знаний и умений по курсу инженерной графики вызывает затруднение. Дисциплина во многом носит прикладной характер, поскольку помимо усвоения теоретических основ построения чертежа и регламентируемых стандартом положений студент должен научиться воспринимать информацию, содержащуюся в чертежах (читать чертеж), и сообщать требуемую информацию графически (выполнять чертеж). Каждый студент, обучающийся по технической специальности, должен обладать знаниями о видах конструкторских документов, о стадиях разработки и последовательности их выполнения, иметь представление об изделиях и их составных частях, т.е. о структуре изделия. Эти вопросы отражены в стандартах ЕСКД.
Студенты с ОВЗ лишены возможности выполнять графические работы в колледже с применением чертёжных принадлежностей. В век компьютерных технологий наиболее актуальным является умение читать чертежи по специальности.
Существует много различных способов дистанционного обучения. Интерактивное взаимодействие преподавателей и студентов является неотъемлемой частью процесса дистанционного обучения. Занятия могут носить групповой характер: используя «он-лайн» семинары, на консультациях с преподавателем или в индивидуальной работе студента и преподавателя с применением Skype, электронной почты и VK.
Для организации обучения инженерной графике мною разработано методическое пособие в электронном формате. По каждому разделу приводится теоретический материал, практические упражнения, методические указания по выполнению практических работ, контрольные вопросы или тесты, задания. Методические указания по выполнению всех практических работ студентов размещаются на сайте колледжа. Учебная информация делится на завершённые части, минимальные по времени изучения, доступности изложения и практической реализации, что позволяет обеспечить непрерывный контроль за учебной деятельностью студентов. Каждый раздел заканчивается практическим занятием, который содержит: во-первых, тестовый контроль, который определяет, на сколько правильно понят и усвоен предлагаемый теоретический фрагмент материала, умеет ли обучаемый оперировать новой для него терминологией; во-вторых, приведено пошаговое решение стандартных для этого раздела задач и, в-третьих, предлагается несколько задач для самостоятельного решения. В соответствии с поставленными целями студент определяет индивидуальную траекторию движения по учебному материалу, выбирая степень подробности его представления, сложности учебных задач.
Модульный принцип построения учебного курса позволяет организовать промежуточный контроль за ходом выполнения практических работ, с представлением их на проверку в соответствие с установленным графиком, тем самым управлять познавательной деятельностью студентов. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого студента. Использование дистанционных образовательных технологий и Интернета позволяет управлять самостоятельной работой студента. Во время работы в дистанционном курсе оцениваются следующие виды учебной деятельности:
- самостоятельное изучение учебных материалов,
- работа в дистанционном курсе;
- ответы на дополнительные вопросы;
- выполнение практических заданий;
- выполнение тестов для самопроверки и проверки знаний преподавателем;
- обсуждение учебных вопросов при помощи электронной почты, форума;
- выполнение графических работ.
Темы осваиваются студентами по принципу: от простого к сложному, на основе решения типовых задач. Основной упор делается на самостоятельную работу студента. Каждая практическая работа содержит методический материал, теоретический материал, набор заданий с описанием алгоритма решения по заданной тематике и специальные учебные упражнения для отработки определенных навыков. Каждый студент работает в своем индивидуальном темпе по учебному пособию и с учебными файлами. В случае затруднений обращается к преподавателю за индивидуальной консультацией. После выполнения каждой практической работы студент отвечает на вопросы для самопроверки, а затем проводится контроль знаний преподавателем. При такой технологии обучения преподаватель выступает в роли консультанта, т.е. обеспечивается индивидуальный темп изучения материала. Данная технология позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям студентов, различному уровню сложности содержания обучения. В каждом практическом задании представлены задания для самостоятельного выполнения. Завершающий этап обучения — это контроль результатов деятельности студента преподавателем. Проводится теоретическая и практическая проверка знаний студентов. Работа над тестами является мотивирующим моментом, заставляющим студента пользоваться справочной, учебной и методической литературой. В тестах не только теоретические сведения, но и практические задания. Интеграция в систему дистанционного обучения специальных компьютерных программ, организующих тестовые формы контроля, помогают преподавателю улучшить качество и своевременность оценки знаний студентов. Важным этапом обучения является неограниченное консультирование с преподавателем. Если студент допускает некоторые недочеты при выполнении задания, то преподаватель может дать ему рекомендации по их устранению. Современная дистанционная форма обучения дает возможность построения качественного диалога между преподавателем и студентами. Рекомендуется каждое задание разбивать на части и по мере их выполнения присылать преподавателю на проверку. Таким образом, студент заинтересован правильно решать тесты и сдавать их в течение семестра по всем темам, что упрощает ему получение зачета и сдачу экзамена. Разработанная технология направлена на формирование умений самоорганизации в процессе обучения инженерной графики. Недостаток в умениях самоорганизации можно восполнить за счет консультаций с преподавателем, или общения с помощью электронной почты. Во время применения дистанционного курса может возникнуть ряд проблем учебно-методического и психолого-педагогического характера: разные уровни компьютерной грамотности студентов; коммуникативной грамотности студентов; разные возможности доступа к Интернету; психологическая готовность студентов учиться дистанционно; недостаточный уровень самостоятельности студентов при работе с материалами курса; отсутствие у некоторых студентов достаточного уровня мотивации и самодисциплины. Только правильная организация учебного процесса студента с ОВЗ поможет овладеть всей суммой знаний, умений, которые соответствуют Федеральному образовательному стандарту программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям СПО.