С.В. Илясова,
методист ГБОУ СПО «Самарский машиностроительный колледж»
При изучении любой дисциплины неотъемлемой частью является контроль за работой студентов со стороны преподавателя. Организация контроля зависит от целого ряда факторов.
Прежде всего, необходимо учитывать структурное построение курса. Структура почти всех дисциплин предусматривает лекционную часть, практические занятия, лабораторные работы, курсовые задания. При такой полноте структуры курса самостоятельная работа и контроль усвоения учебной информации стимулируется самой организацией курса и, главное, наличием контрольных моментов в процессе проведения практических занятий и выполнения контрольных работ и курсовых проектов.
Организация контроля предполагает два направления. Первое – это контроль за мыслительной деятельностью студентов в процессе прослушивания лекций, на практических и лабораторных занятиях. Второе направление охватывает деятельность студентов, осуществляемую в соответствии с учебным планом во внеаудиторное время (работа с книгой, обработка лекционного материала, работа с Интернет-сайтами).
Лекция, как известно, относится к числу наиболее важных форм учебного процесса и является основным видом систематического, глубокого и целостного изложения материала; содержит наиболее трудные для понимания или практического освоения вопросы, включает методические рекомендации, которые помогают студентам в освоении материала. Вместе с тем положительный результат лекции достигается также в результате активной работы самих студентов.
Существенное влияние на активное усвоение учебного материала оказывают используемые преподавателем методы обучения. Простейший уровень усвоения учебной информации предполагает усвоение нового материала студентами главным образом через изложение его преподавателем «в готовом виде», «путем копирования образцов в виде простых повторений». Активность обучающихся в данном случае ограничивается запоминанием учебного материала, а контроль преподавателя заключается в том, чтобы на свой заданный вопрос услышать воспроизведение части ранее записанной лекции. При других методах контроля студенты не только получают знания, но и приобретают навыки самостоятельного анализа, обобщения материала. Активизация самостоятельной работы студентов может быть связана с поисками способов проблемного подхода к обучению и контролю усвоения учебной информации. Основная их задача – развивать творческое мышление. Создание обучающимся неизвестного ему, нового и оригинального для него, но уже известного преподавателям и есть для него творческая деятельность. Для активизации мыслительной деятельности приемлема постановка перед лекцией вопросов, ответы на которые можно получить после прослушивания и осмысливания ее содержания или изучения соответствующих информационных источников. Понимание и выполнение поставленной перед студентами задачи можно проанализировать, предложив им составить мини-конспекты. Кроме того можно предложить ряд терминов, толкование которых студенты должны будут найти по соответствующим словарям-справочникам, энциклопедическим словарям, в Интернете. Проконтролировать это задание можно довольно быстро, предложив, например, разгадать кроссворд, составленный преподавателем. Такой метод контроля требует от студентов самостоятельности, размышления. Контролировать знания студентов можно также, периодически проводя так называемый диктант понятий или выборочный диктант понятий (в зависимости от контингента).
В концепции так называемого инновационного обучения учебная деятельность предстает как «полиморфная, преобразующая», включающая в себя и игру, и труд, и творчество. Совершенствование образовательной системы предполагает поиск эффективных методов и организационных форм обучения, обеспечивающих комплексное решение главных задач – освоение обучающимися общественного опыта, развития их личности и творческого потенциала.