Banner Ads Top

Дистанционное образование на заочном отделении СПО Педагогическая гостиная

Автор: Матюшкина Т.М.

  1. Развитие дистанционного образования

Международная комиссия ЮНЕСКО определяет два основных принципа современного образования: «образование для всех» и «обучение в течение всей жизни».

Дистанционное образование берет своё развитие в Европе и США с начала 70-х годов. Причины распространения и возникновение данного вида образования просты: каждый человек, желающий получить образование, вне зависимости от его демографических признаков и места нахождения может учиться и получить диплом любого вуза. Большинство специалистов в области образования считают:

  • что дистанционное образование подает большие надежды, так как оно подходит многим людям и стоит значительно дешевле традиционного;
  • можно исключать определенные дисциплины, если вы их уже проходили, т.е. получать «образование по заказу«, которое также дает некоторые преимущества в цене;
  • обучение дисциплинам в индивидуальном темпе — скорость изучения материалов устанавливается самим студентом в зависимости от его личных обстоятельств и желаний;
  • скорость общения — эффективное осуществление обратной связи между преподавателем и студентом является неотъемлемым элементом процесса обучения;
  • технологичность образовательного процесса — использование в процессе обучения новейших достижений и открытий информационных и телекоммуникационных технологий;
  • социальное равноправие — подразумевает равные возможности получения дистанционного образования в независимости от места проживания, состояния здоровья, национальности и материального состояния обучаемого;
  • созданы благоприятные условия для творческого самовыражения студента в процессе усвоения знаний и другие плюсы и для студента, и для преподавателя.

Процесс перехода от традиционного обучения к обучению на базе компьютерных технологий развивается в течение последних тридцати лет. С момента появления огромных архивов, представленных на машиночитаемых носителях, все чаще и чаще возникала мысль использовать этот материал в целях обучения. В глобальном плане это стало возможным с развитием сети Интернет, которая давала возможность пересылать необходимое количество данных из одного конца мира в другой, свободно общаться с другими пользователями сети в online режиме и размещать информацию на Интернет-сайтах, делая их доступными для всех желающих.

Схематично, этапы развития обучения с использованием компьютерных технологий можно представить следующим образом:

1)      курсы на базе CD-ROM;

2)      дистанционное обучение;

3)      e-Learning.

Каждый последующий этап как бы включает в себя предыдущий.

Курсы на базе CD-ROM исторически появились самыми первыми. Основными достоинствами являлись:

  • новаторская идея;
  • сосредоточение тематической информации на машиночитаемом носителе;
  • продуманный с методической точки зрения качественный тренинг;
  • предоставление ряда интерактивных возможностей;
  • удобство использования;
  • доступность.

К недостаткам можно отнести:

  • ограниченность курса;
  • большие затраты времени на его создание;
  • невозможность модификации.

Дистанционное обучение, появившееся несколько позже, предложило иной образовательный подход, который был лишен вышеперечисленных недостатков и обладал целым рядом дополнительных возможностей. В основу образовательного процесса при дистанционном обучении была положена целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который мог бы учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем в процессе обучения.

К достоинствам дистанционного обучения можно отнести:

Для студентов:

  • гибкость графика обучения;
  • возможность учиться по индивидуальному плану согласно собственным потребностям и возможностям;
  • объективная и независимая от преподавателя методика оценки знаний;
  • возможность консультироваться с преподавателем в ходе обучения;
  • относительная дешевизна.

Для преподавателей такая форма доставки обучаемым основного объема изучаемого материала и интерактивное взаимодействие со студентами означает появление дополнительной возможности подачи материала студентам, т.е. фактически появляется возможность при той же нагрузке обучать большее число студентов.

Дистанционная форма обучения быстро завоевала огромную популярность в образовательном мире. Постепенно ею также заинтересовались и крупные корпорации, справедливо предположив, что данная форма обучения позволит им быстро, относительно недорого, качественно и, что самое главное, без отрыва от производства повысить уровень подготовки своих кадров. За последнее время степень вовлеченности Интернет в образование, количество online курсов, их тематика, различные способы реализации и общая направленность в целом привели к возникновению более емкого термина «e-Learning». Европейская комиссия определяет e-Learning как «использование новых технологий мультимедиа и Интернет для повышения качества обучения за счет улучшения доступа к ресурсам и сервисам, а также удаленного обмена знаниями и совместной работы». Электронное обучение сегодня — это учебный процесс, в котором используются интерактивные электронные средства доставки информации: компакт-диски; корпоративные сети; Internet.

Решение своей первоочередной задачи — обучения на расстоянии посредством Интернет — e-Learning также является отличным дополнением очной формы обучения и может служить хорошим подспорьем для повышения качества и эффективности традиционного обучения.

В целом, основными достоинствами E-Learning являются:

  • большая свобода доступа— обучащийся имеет возможность доступа через Интернет к электронным курсам из любого места, где есть выход в глобальную информационную сеть;
  • компетентное, качественное образование— курсы создаются при участии целой команды специалистов, что делает e-Learning зрелым и качественным обучением;
  • более низкие цены на доставку обучения— в электронном обучении процесс доставки образования включает в себя только обмен информацией через Интернет без затрат со стороны обучащегося на покупку учебно-методической литературы;
  • возможность разделения содержания электронного курса на модули— небольшие блоки информации позволяют сделать изучение предмета более гибким и упрощают поиск нужных материалов;
  • гибкость обучения— продолжительность и последовательность изучения материалов слушатель выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности, просто может вернуться к пройденному учебному материалу;
  • возможность обучения на рабочем месте— обучащиеся имеют возможность получать образование без отрыва от работы (при наличии таковой), а также дома, в пути с использованием мобильного Интернета;
  • возможность развиваться в ногу со временем— пользователи электронных курсов: и преподаватели, и студенты развивают свои навыки и знания в соответствии с новейшими современными технологиями и стандартами. Электронные курсы также позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы;
  • возможность определять критерии оценки знаний— в электронном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные студентом в процессе обучения.

Перечисленные достоинства электронного обучения оценены и в России. Передовиком движения российских вузов к электронному обучению является Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). МЭСИ совместно с рядом вузов в России и за рубежом, также активно практикующих внедрение e-Learning в учебный процесс, создали консорциум «Электронный университет».

  1. Дистанционное образование на территории России решает проблемы:
  2. Проблема неравномерной плотности населения на территории России. Подавляющее большинство высших и средних учебных заведений, высококвалифицированных преподавателей концентрируются в Центральном регионе (Московская и Санкт-Петербургская область), а население рассредоточено по всей необъятной стране. Поступление в учебное заведение в другом городе стоит денег. Потребность в повышении квалификации и образования у работающих, живущих в отдаленных в регионах существует и не удовлетворена. Желающие обучаться, кроме всего прочего, часто имеют семьи, и временный отъезд в другой город несет множество значительных проблем.
  3. Проблема времени у современного сообщества. Сегодня темп жизни большинства современных людей, занимающих активную жизненную позицию, вынуждает их расписывать свое время по минутам. Учиться необходимо всем и такие формы системного обучения как вечернее и воскресное устарели, появились новые технологии, которые можно использовать для решения этой проблемы.
  4. Проблема денег. Среднее образование сегодня стоит дорого, существует подготовка к поступлению с множеством репетиторов, сопровождение обучения с привлечением репетиторов и другие расходы, конкурс на бюджетные места выдержать трудно.
    Дистанционное образование является компромиссом для вышеперечисленных проблем.
  5. Преподаватель (тьютор) и обучающийся могут находиться на любом расстоянии друг от друга, учебные материалы предоставляются и находятся самостоятельно через Интернет, да и практически все обучение, общение и оценка знаний может проводиться с помощью новых технологий. Развитие дистанционного образования появилось благодаря современным достижениям в области развития технологий, средств массовой информации и связи.
  6. Дистанционное образование активно использует такие достижения как компьютерные и информационные технологии, учебное телевидение, спутниковые системы связи, распространение компьютерных учебных программам, видеодисков с ними и т. д. и рационально использует время и обучающегося и преподавателя.
  7. Общедоступность и низкая стоимость (соотношение: затраты-результаты) дистанционного образования, предоставляя возможности получить образование и необходимую учебно-методическую, деловую информацию без переезда в другой город.
  1. Дистанционное образование на заочном отделении СПО

Внедрение дистанционного образования в системе СПО соответствует приоритетным задачам Современной модели развития образования до 2020г. (образование – базовый элемент развития экономики), Федеральной целевой программе развития образования 2011-2015г.г. (востребованность образовательных услуг с участием потребителя).

На заочном отделении ГБОУ СПО «Самарский машиностроительный колледж» учатся студенты из разных населенных пунктов Самарской области. Контингент обучающихся на заочном отделении колледжа самый различный: работающие водители; молодые люди, пришедшие после прохождения службы в рядах Вооруженных сил; молодые мамы; рабочие предприятий, которым руководство предлагает должность, но их образовательный уровень ей не соответствует; – все они поступают на заочное отделение с целью получить необходимые знания и освоить навыки технических расчетов, профессию.

Преподаватели заочного отделения фактически работают с каждым обучающимся персонально: именные персональные задания контрольных работ, задания курсовых работ, выполнение отдельных технических расчетов, консультации по выполнению и оформлению практических работ и  через связь с некоторыми студентами по скайпу, через  социальные сети. В процессе обучения «лицом к лицу», преподаватель имеет необходимую для обучения обратную связь сразу же, реагирует на нее, «по ходу», перестраивая учебный материал, имеет возможность делать  этот материал более доступным для студентов.

Преподаватели заочного отделения ГБОУ СПО «Самарский машиностроительный колледж» применяют элементы дистанционного обучения, т.к. это форма обучения позволяет сохранить контингент обучающихся, сократить время сдачи экзаменов и зачетов, которое иногда затягивается в связи с командировками, работой вахтовыми методами, и по другим причинам.

Выводы.

     Дистанционное образование — это шаг в образование будущего в качестве повышения профессиональной квалификации. Дистанционное обучение лидирует, потому обучающийся с профессиональными навыками имеет возможность продолжить образование на заочном отделении в колледже без отрыва от производства.

 

Список использованных источников.

  1. Бершадский А.М., Бождай А.С. ГИС в мониторинге региональных образовательных систем // Материалы научно-технической конференции «Новые информационные технологии в региональной инфраструктуре» / АГТУ. – Астрахань, 1997. – С. 79-80.
  2. Бершадский А.М., Кревский И.Г. Дистанционное образование: региональный аспект // Дистанционное образование. – 1998. – № 1. – С. 37-41.
  3. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России / Госкомвуз РФ. – М., 1995.
  4. Солдаткин В.И. Информатика в системе дистанционного образования на рубеже XXI в. // Дистанционное образование. – 1998. – № 1. – С. 10-13.
  5. Тихомиров В.П. Основные принципы построения Системы дистанционного образования России // Дистанционное образование. – 1998. – № 1. – С. 4-9.