Banner Ads Top

Роль физической культуры и спорта в ориентации студентов колледжа на здоровый образ жизни и профилактике вредных привычек Педагогическая гостиная

Роль физической культуры и спорта в ориентации студентов колледжа на здоровый образ жизни и профилактике вредных привычек.

 Шабаева Н.Б., ГБПОУ СО «Самарский машиностроительный колледж»

Исходя из социального заказа нашего общества на здоровье, как важнейшую социальную ценность формирование иммунитета к таким негативным явлениям, как курение, употребления алкоголя, наркомания, оказывающим крайне неблагоприятное  воздействие на нравственное и физическое здоровье имеет важнейшее значение.

Своеобразие психологических, физиологических и личностных характеристик студентов придает определенную специфику распространения в их среде этих негативных проявлений «Зараженность» наркоманией, алкоголем, никотином наносит огромный вред не только психическому и физическому здоровью, но и духовному миру личности молодого человека. Очевидно, что подобная ситуация требует тщательно продуманной системы мероприятий, направленных на предупреждение и борьбу с этими негативными явлениями.

Опыт работы в колледже показывает, что противостоять подверженности вредным привычкам можно путем включения молодежи в практическую деятельность, которая обеспечивала бы им высокий положительный статус, соответствовал бы их интересам, была бы добровольно принята ими. Одним из вариантов этого рода деятельности все более становится занятия физической культурой и спортом, в силу своей привлекательности для молодежи.

Современные педагогическая и психологическая науки рассматривают физическую культуру и спорт как особый вид деятельности, способствующий воспитанию лучших физических, нравственных, психических качеств, связанных с формированием самого человека, его характера.

Физическая культура в учебном заведении должна активнее рассматриваться не только как средство физического воспитания, но и как средство, дающее возможность использовать его для нравственного воспитания студентов. Этого трудно достигнуть, если физическую культуру не включить в комплекс средств нравственного воспитания молодежи. В связи с этим уместно отметить, что воспитание негативного отношения к вредным привычкам составная часть нравственного воспитания. Средства физической культуры и спорта включенные в  систему борьбы за здоровый образ жизни выполняют нравственно-воспитательную функцию.

Педагогический процесс по использованию физической культуры и спорта как одного из средств профилактики вредных привычек должен быть специально скорректирован на такую целевую установку, но не в ущерб эффективности физического воспитания.

Физическая культура является нетрадиционным средством широкого нравственного воздействия на молодежь, своеобразным резервным средством, которое нужно научиться эффективнее использовать, активнее вводить в сферу нравственного воспитания, воспитания негативного отношения к вредным привычкам.

Очень важно в традиционно сложившиеся формы работы на занятиях по физической культуре и во внеурочное время педагогически вводить в эмоциональную и психологическую сферу личности студентов общественно важные мировоззренческие и нравственные установки, способствую нравственному становлению воспитания. Становление мировоззренческих позиций, идейно-нравственных взглядов и убеждений молодежи – процесс сложный и противоречивый. В решении этой задачи средства физической культуры и спорта должны занимать большое место. Нравственное воздействие на студентов оказывает не средства физической культуры и спорта сами по себе, а их включение с систему взаимодействия с другими, несущими в себе мощные нравственно-воспитательный потенциал средствами. Средства физической культуры и спорта должны включаться в нравственную оценку своей значимости для гармоничного развития молодежи.

Социальная ценность физкультурно-спортивной деятельности видится нам не только в самих занятиях ими, а в том, какие социальные ориентации несет в себе эта деятельность, как она способствует нравственному развитию учащихся. Иными словами, ценность занятий физической культурой и спортом для студентов определяется не только их воздействием на физическое состояние, но и в том, какое влияние они оказывают на формирование представлений учащихся о своем нравственном здоровье. В таком качестве средства физической культуры и спорта должны шире включаться в систему нравственного воспитания, воспитания негативного отношения к вредным привычкам.