Banner Ads Top

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА», В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО Педагогическая мастерская

Шувалова А.А., преподаватель спец.дисциплин

 ГАОУ СПО «Тольяттинский техникум технического и художественного образования»

Одна из главных проблем традиционных форм профессионального образования заключалась в том, что выпускник, как правило, был готов к овладению профессиональными функциями, но не готов к их реализации.

Разрешение данной проблемы – в изменении целей образования и параметров его качества, когда результатом становится готовность человека к эффективному выполнению производственных функций. Так в педагогической науке появился принципиально новый подход – компетентностный, в основе которого целевая ориентация учебного процесса направленного на формирование определенных компетенций. Новая образовательная концепция потребовала нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс. Одним из таких документов стал Федеральный государственный образовательный стандарт  СПО (ФГОС СПО), который трансформирует предмет стандартизации от минимума содержания к минимуму результата как набора компетенций (готовности и способности выполнять профессиональную деятельность).

Стандарты третьего поколения предъявляют требования не к конкретным знаниям (квалификациям), как предыдущие, а к профессиональным компетенциям будущих рабочих и специалистов, их личным качествам.

Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс требует решения многих задач, так как новые стандарты:

  • построены на основе (с учетом) профессиональных стандартов различных областей экономики и максимально учитывают требования работодателей;
  • профессиональные компетенции формируются не только набором дисциплин (циклы дисциплин в стандартах второго поколения), но и набором  профессиональных модулей, которые включаются в междисциплинарные курсы.

    Решая поставленные перед профессиональным образованием задачи, педагогу необходимо создать:

  1. УМК по дисциплине;
  2. дидактические материалы для выстраивания индивидуальных образовательных программ (кейс для студента);
  3. освоение инновационных, личностно-ориентированных педагогических технологий (технология перспективно — опережающего обучения), а так же игровые технологии;
  4. создание  фонда контрольно-оценочных материалов нового качества, как для оценивания профессиональных компетенций, так и общих компетенций:

 В нашем учебном заведении все группы первого курса технического профиля, обучаются в рамках эксперимента по теме: «Исследование моделей организационного устройства образовательных учреждений СПО, обеспечивающих эффективное функционирование соответствии с требованиями ФГОС, Ф3 «Об образовании» и трудовых рынков» (Приказ ФГАУ «ФИРО» от 10.11.2013г, №199).

Согласно приказу ФГАУ «ФИРО» от 10.11.2013г №199, мною был сформирован учебно-методический комплекс по дисциплине «Инженерная графика», по специальностям «Сварочное производство», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» который состоит из:

  1. рабочей программы;
  2. календарно-тематического плана;
  3. учебно-методического пособия по выполнению графических и практических работ;
  4. практикума по выполнению графических и практических работ;
  5. контрольно-оценивающие материалы для промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине.

В связи с введением в образовательный процесс  нового Федерального государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов.

Как фактор освоения специальности, самостоятельная работа студентов может быть представлена с разных сторон, а именно:

  • Самостоятельная работа как учебная деятельность, предполагающая определенные процедуры, которые выполняют студенты в процессе учебно-познавательной, учебно-практической и учебно-профессиональной деятельности;
  • Самостоятельные работы как виды студенческой продукции;
  • Самостоятельная работа как условие обучениястудентов в техникуме, предполагающее самостоятельное усвоение части содержания обучения по дисциплине, которое регламентируется графиком выполнения самостоятельных работ студентов;
  • Самостоятельная работа как форма организации обучения;
  • Самостоятельная работа как ведущий вид деятельности в процессе исследовательской работы студентов;
  • Самостоятельная работа как высокий уровеньподготовленности студентов, выступает целью и результатом их обучения и воспитания.

При этом процесс ее проведения предполагает соблюдение следующих условий: четкость соответствия видов самостоятельной работы форме организации обучения; подробный инструктаж преподавателя о целях и способах выполнения предлагаемой работы; разбивка задания на ряд составных частей (более мелких и простых операций-заданий); включение  упражнений, ориентированных на  частичную самостоятельную работу (вспомогательные, наводящие вопросы, алгоритм); проверка правильности ее выполнения и коррекция неточностей; самоконтроль или контроль преподавателя.

Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. По формам организации самостоятельная работа может быть:

  • фронтальной – обучающиеся выполняют одно и то же задание, например, выполняют титульный лист «Альбома графических работ»;
  • парной, например, при выполнении практической работы по обмеру изделия;
  • индивидуальной – каждый обучающийся выполняет отдельное задание, например, выполняет графическую работу по варианту.

Самостоятельная работа может проходить в аудитории, во время внеклассных мероприятий, дома.

Наиболее распространенные виды самостоятельной работы: работа с учебной и справочной литературой.

Ключевые цели самостоятельных внеаудиторных занятий заключается в закреплении, расширении знаний, формировании умений и навыков самостоятельного умственного труда, развитии самостоятельного мышления и способностей к самоорганизации.

Успешное выполнение самостоятельной работы по дисциплине обеспечивается следующими условиями:

  • мотивирование учебных заданий;
  • четкая постановка цели, задач;
  • определение алгоритма при выполнении задания;
  • проведение групповых и индивидуальных консультаций;
  • определение форм отчетности, объема работы и сроков представления результатов;
  • индивидуализация заданий.

Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные упражнения, решенные задачи, выполненные графические работы, подготовленные ответы на вопросы.

Для организации самостоятельной работы студентов мною был внедрен метод «кейс-технологии».

Кейс-технологии – это не повторение за преподавателем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

  Данные технологии помогают повысить интерес студентов к изучаемой дисциплины, развивает у студентов такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. При использовании кейс – технологий у студентов происходит:

  • Развитие навыков анализа и критического мышления;
  • Соединение теории и практики;
  • Представление примеров принимаемых решений;
  • Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

Перед преподавателем стоит задача – научить студентов как индивидуально, так и в составе группы:

  • анализировать информацию,
  • сортировать ее для решения заданной задачи,
  • выявлять ключевые проблемы,
  • генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
  • выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п

Разработан «Кейс для студента по « Инженерной графике»» по специальностям «Сварочное производство»,»Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»  который состоит из:

  1. практикума по выполнению графических и практических работ
  2. учебно-методического пособия по выполнению практических и графических работ
  3. контрольно-измерительные материалы для промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине
  4. зачетного листа по выполнению и сдачи графических работ.

    Таким образом, студент может сдать графические и практические работы в срокам, которые указаны в дорожной карте для студента, а также пройти тестирование по учебным модулям изучаемой дисциплины в кабинете сетевого тестирования.

    Работа преподавателя — это огромный труд, от которого ждут результат, а результат -это успехи и достижения наших студентов.

 

Библиографический список

  1. Федеральные государственные  образовательные  стандарты СПО по специальности:
  2. 02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта Приказ Минобрнауки России от 22 апреля 2014 г № 383
  3. 02.06 Сварочное производство Приказ Минобрнауки России 21 апреля 2014 г № 360
  4. 02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений Приказ Минобрнауки России 21 апреля 2014 г № 350
  5. Словарь-справочник современного российского профессионального образования/авторы-составители: Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. – Выпуск 1.−М.: ФИРО, 2010.-С 19.

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт МОН РФ
  2. Сайт ФИРО
  3. Сайт ФГОС СПО Федеральный центр образовательных инноваций и технологий
  4. base.consultant.ru(ФГОС НПО и СПО).