Михайлова Л.Н., к.т.н., преподаватель
ГБОУ СПО «Самарский машиностроительный колледж»
В настоящее время акцент образовательной деятельности переносится на воспитание личности студента, способного самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, планировать действия и находить оптимальное решения, сотрудничать в группах, осмысливать последствия своей деятельности для себя и окружающих, быть открытым для контактов. Этим обусловлено распространение различных педагогических методов и технологий, например, на основе исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Метод проектов называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно — деятельностный подход в обучении.
Для современного специалиста важны не столько знания, сколько способность применять их для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности и жизни. В проектном обучении главным являются не результаты, а в большей степени сам процесс. Образование становится более осмысленным и практически значимым. Студенты из пассивных слушателей и исполнителей указаний преподавателя превращаются в активных субъектов поисковой деятельности, что дает возможность раскрытию компетенций студентов.
Преподаватели, применяющие проектную методику, добиваются повышения уровня активности студентов и качества знания, интеграции между предметами различных образовательных областей и поддержания непрерывной обратной связи. Меняется и функция преподавателя, он становится консультантом в потоке информации.
Организация учебного процесса требует от преподавателя:
-предоставлять студентам актуальную информацию, поэтому необходимо постоянно расширять свои познания в предметной области;
-использовать современные технологии личностно-ориентированного, проблемного, проектного обучения;
-оценивать ответы студентов и меру овладения компетенциями, по разработанным преподавателем объективным критериям;
-организовывать самостоятельную работу и выполнение ими практических, и лабораторных работ, для чего требуются методические пособия.
Это далеко не все направления деятельности преподавателя.
Учебный процесс относится к сложным видам деятельности, поэтому мотивация обучения образует единую систему с общей целью – повышение эффективности обучения.
Мотивация познавательных способностей студентов является профессиональной компетенцией преподавателя системы среднего профессионального образования.
Мотивацию студентов можно разделить на три типа. Первый — самый нежелательный и краткодейственный, принудительный метод мотивирования. Второй тип мотивирования – положительное стимулирование, которое направлено на внешние блага и обстоятельства. Третий тип – идейное мотивирование, основанное на убеждении, внушении, обращении к личным интересам и потребностям студента.
Использование интереса (третий тип) позволяет построить педагогическую деятельность в непосредственной близости к жизни, учить студентов тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает в них интерес. Можно сказать, что эта система стимулов действительно работает.
Методы мотивирования студентов, используемые в педагогической деятельности:
- Мотивация личным примером, так как интерес студента к изучаемой дисциплине обусловлен не только профессиональностью поднесения учебного материала, но и личными качествами преподавателя.
- Создание положительного микроклимата в группе, что позволяет регулировать и упорядочивать возникающие коммуникации в учебном процессе.
- Предоставление студентам выбора метода текущего оценивания знаний, форм выполнения индивидуальной самостоятельной работы, темы доклада.
- Демонстрация публичных достижений студентов, так как преподаватели почти перестали хвалить студентов.
— Использование личного опыта студентов в профессиональной деятельности и их мнения, по каким либо вопросам. Интерес преподавателя и студента может быть взаимным.
Проведение лабораторных работ по компьютерной графике ориентировано на актуализацию студентами ранее усвоенных теоретических знаний. Теоретический блок раскрывает современный уровень содержания излагаемого в лабораторной работе материала, при этом материал лабораторных работ конкретизирован за счет алгоритма построения чертежа.
Методические указания к лабораторным работам разработаны в соответствии с требованиями, предъявляемыми в колледже. Они содержат: цель работы, краткие теоретические сведения, используемое оборудование, меры безопасности при выполнении лабораторных работ, порядок выполнения работы, содержание отчета о выполняемой работе, контрольные вопросы и библиографию. В приложении приводятся варианты индивидуальных заданий для студентов.
Выполнение заданий предполагает активную мыслительную деятельность студентов по осмыслению и применению ранее приобретенных знаний. Кроме того, в процессе выполнения лабораторной работы предусматривается развитие мотивации студентов к познавательной деятельности. Задания, выполняемые студентами, представляют собой, как правило, микропроекты учитывающие требования федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.
Ценность такого конструирования содержания лабораторных работ состоит в том, что процесс их выполнения становится практико-ориентированным. У студентов формируются умения приобретать дополнительную информацию, вырабатывать такие качества, как организованность и целеустремленность.
Для тех, кто проявляет повышенный интерес к теме лабораторной работы, предусмотрены отдельные усложненные задания. Часто студенты, выполняющие усложненные индивидуальные задания на лабораторных занятиях по компьютерной графике, в дальнейшем участвуют в олимпиадах профессионального мастерства по выбранной специальности, тем самым подтверждают освоение общих и профессиональных компетенций.