Учебный процесс – как объект управления
Колесникова Т.Г. –преподаватель спец.дисциплин
специальности Автоматизация технологических процессов и производств
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. По определению из толкового словаря технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Педагогическая технология – это тоже совокупность приемов, применяемых в процессе обучения, включающая в себя различные аспекты научного, технического, воспитательного, обучающего, контролирующего, организационного и социального характера, т.е. это многогранный процесс, требующий повседневного труда и анализа, в первую очередь личной деятельности преподавателя.
Учебный процесс является неразрывным единством трех составляющих: информационной (передача, прием, накопление, преобразование, хранение и применение информации — содержания обучения), психологической (становление и развитие человеческой индивидуальности) и кибернетической (управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых).
С точки зрения кибернетики происходящее на учебных занятиях можно рассматривать как сложную систему с регулированием вариаций, где преподаватель с его образовательной технологией является управляющей системой, а студенты — управляемым объектом. Как и в теории автоматического регулирования, на управляемый объект, студентов, могут воздействовать различные возмущающие воздействия: различный уровень знаний в группе, вариативность усвоения нового материала, индивидуальное старание, усердие или их отсутствие, причины личностного характера – симпатии, антипатии и т.д. Эти возмущающие воздействия, как правило, не способствуют повышению качества образования и для стабилизации учебного процесса требуют компенсации внутри системы обучения, т.е. индивидуального личностного подхода к обучающимся.
В традиционном понимании из трех составляющих учебного процесса предпочтение отдавалось первой. Главной целью считалось формирование у студентов знания основ наук. Однако сегодня в обществе это не считается приоритетом. На первый план выступает личностное развитие. Недаром все чаще мы говорим о личностно-ориентированном обучении. Поэтому первой по значимости оказывается кибернетическая составляющая учебного процесса: ученик учится, а образовательное учреждение организует этот процесс и управляет им. Возвращаясь к аналогии с теорией автоматического регулирования, необходимо учитывать следующее: для устойчивости систем стабилизации, а процесс обучения считаем априори стабильным, необходима обратная связь. Поток информации должен быть направлен не только со входа системы – с преподавателя на студента, но и с выхода системы – от обучающихся на ее вход – преподавателя. Рефлексия включает коррекцию тематического поля, лекционных занятий, организацию и формы проведения учебных занятий.Развитие рефлекторного мышления – это вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении.
Поэтому в своей педагогической деятельности мною используются различные формы проведения занятий: Беседа – особенно на вводных занятиях и темах с которыми студенты сталкиваются в повседневной жизни, например с компьютерами, микропроцессорами. Лекция – для изложения основных технических вопросов по дисциплинам программных модулей. Практикум — форма организации, которая получила широкое развитие на моих занятиях. Практические задания выдаются по всем дисциплинам и в большом объеме. Задания для некоторых практических работ вытекают из предыдущих (например, для разработки печатной платы необходимо разработать принципиальную схему, для разработки принципиальной схемы необходимо проанализировать работу и устройство микросхем из справочника, а для этого необходимо знать маркировку микросхем и работу логических элементов), т.е. прослеживаются причинно – зависимые связи и поэтапность выполнения. Используется работа в группе, с применением элементов метода мозгового штурма. В этом случае задания разрабатываются на группу из трех – четырех студентов.Семинар — форма организации урока, в которой укрупненная (электрооборудование токарных станков) или ограниченная (схема пуска двигателя главного движения) дидактическая единица передается в интерактивном информационном режиме (выступления готовит не только преподаватель, но и студенты; вопросы задаются не только преподавателем, но и студентами друг другу для уточнения отдельных моментов работы электроаппаратуры). Особенно актуальным, для выработки соответствующих профессиональных компетенций является Кейс метод. Кейс метод, позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий. Он позволяет заинтересовать студентов в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации. Особенно важно это при курсовом и дипломном проектировании.
Для повышения информационной значимости аудиторных занятий мною разрабатываются рабочие тетради лекционных, практических и лабораторных занятий. Чем больше студент работает над заданиями, тем более повышается значимость сделанного им, повышается самооценка. Задания должны быть интересными, высокого уровня сложности, с использованием современных компьютерных и технический технологий, закрепленными практикой.Личностно — ориентированные технологии, ставят в центр всей образовательной системы личность студента, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Элементы креативных практик позволяют студентам более ярко выразить свое отношения к поставленной проблеме. Очень важно научить студентов учиться, т.е. всегда и везде впитывать новые знания, и вдвойне важнее эта задача для преподавателя, идти в ногу с реалиями сегодняшнего дня. В данном случае в силу вступает принцип ограничения разнообразия, сформулированный У. Р. Эшби. На языке кибернетики он выглядит так: сложная система с регулированием вариаций имеет стабильно высокий выход тогда и только тогда, когда разнообразие управляющей системы не ниже разнообразия управляемого объекта. И так ясно, что разнообразие студенческой группы велико. Принцип требует, чтобы «разнообразие» преподавателя было не ниже. При этом необходимо учитывать, что преподаватель не столько учит, сколько направляет познавательную деятельность студента. Итогом обучения по профессиональным модулям является выработка у обучающихся соответственных профессиональных компетенций, а это требует от преподавателя высокого профессионализма, технической грамотности и применения разнообразных педагогических технологий.