Дуреева Татьяна Александровна, преподаватель ГБПОУ «Самарский машиностроительный колледж»
В период внезапно случившейся во всем мире пандемии, преподаватели столкнулись с необходимостью перехода от традиционной формы обучения к дистанционному формату проведения занятий. Специфика удаленной работы потребовала внедрения в учебный процесс новых форм подачи материала и перестройки самого учебного процесса, что для всех его участников стало настоящим испытанием. В том числе, и мне пришлось пройти путь погружения в этот процесс от ужаса и паники до осознания, того что это наша новая реальность. Мне как преподавателю необходимо искать и осваивать технологии удаленной работы с обучающимися.
Первая проблема с которой пришлось столкнуться — это отсутствие нормативной базы и единых требований к условиям и процессу обучения. Было понятно, что уроки должны проходить в онлан-формате или с применением электронных образовательных ресурсов. Для проведения онлайн-уроков, администрация колледжа рекомендовала платформу Zoom, которая позволяет организовать живое общение, и социальную сеть ВКонтакте — для организации обратной связи с обучающимися.
Первые две недели, я как и многие преподаватели проводила уроки в Zoom. Эти уроки были направлены на изучение, закрепление, контроля знаний теоретического материала курса информатики.
Далее пришлось решать проблему выбора инструментов для эффективной организации учебной деятельности обучающихся. Информатика является прикладной наукой, поэтому важно не только владеть теоретическими знаниями, а уметь применять эти знания на практике, то есть выполнять практические работы, решать прикладные задачи.
Сложность выбора инструментов для преподавателя информатики заключалась в том, что обучаемым для выполнения практических заданий, необходимо работать с определенным программным обеспечением. В рамках традиционного урока все обучаемые были в одинаковых условиях, приходили к компьютерный класс, получали доступ к компьютерной технике и необходимым для обучения программам, слушали объяснение преподавателя и выполняли задания. На всех компьютерах в колледже установлено одинаковое программное обеспечение.
Во время дистанционного обучения каждый студент, находясь дома, мог использовать возможности той компьютерной техники и программного обеспечения, которые имелись в наличии. Я столкнулась с проблемой совместимости программного обеспечения, которое студенты используют для выполнения практических заданий по информатике, а у некоторых обучаемых из электронной техники был только телефон, и мне как преподавателю информатики, необходимо было продумать как использовать возможности телефона, чтобы эти студенты тоже выполняли практические работы.
В группе 202 опробовала новую методику работы в дистанционном режиме. Эксперимент заключался в том, что мы работали одновременно в двух онлайн — приложениях Zoom и Гугл-таблице, вместо программы MS-Excel. До этого момента я всегда объясняла материал, демонстрируя студентам в Zoom экран своего ПК параллельно выполняя действия и комментируя их (Работала в программах пакета MS Office). На таких уроках обучаемые были пассивны, их работа заключалась в том, что они наблюдают за моими действиями и задают вопросы. В рамках урока в Zoomе я не могла проверить усвоение обучающимися нового способа действия при выполнении заданий на уроке. Приходилось давать задание для практической работы, для самостоятельного выполнения на своих ПК. Студентам приходилось выполнять заданий, вспоминая интерфейс программы и последовательность выполнения действий. Естественно, что при выполнении задания, многие студенты сталкиваются с трудностями. Одни ,прослушав мои объяснения, что-то забыли, или прослушали, другие не могут сопоставить интерфейс программы, так как у них стоит другая версия, у третьих вообще нет этой программы и они работают с бесплатной демо-версией, действия в которой ограничены или используют бесплатную онлайн-платформу, интерфейс которой сильно отличается. Многие обучаемые не могут выполнять задания, так как на их домашних ПК не установлен пакет MS Office и установить его проблематично из-за платной лицензии.
В группе 202 я предложила студентам перейти на работу в гугл-сервисы. Для работы с гугл-документами достаточно выхода в интернет и гугл-аккаунта, не нужен даже ПК, можно работать с телефона.
На уроке я создала гугл-таблицу, отдельно сохранила заготовки формул и вывела на экран условия решаемых задач. Открыла студентам доступ к созданной гугл-таблице. Мы, как обычно начали работу онлайн в Zoom, и параллельно запустили мою гугл-таблицу каждый на своем устройстве. Сначала в Zoomе я открыла гугл-таблицу в режиме демонстрации экрана, объяснила решение первых двух задач, а затем передала слово студентам. По очереди (я называла фамилии) обучаемые включали демонстрацию своего экрана и работали в наше общей гугл-таблице на своем устройстве, решая задачи, которые я вывела на экран заранее. Таким образом, все участники конференции видели действия человека, решающего задачу в данный момент времени, слышали его комментарии (просила все действия проговаривать), могли подсказать если возникали сложности, или указать на ошибку, которые тоже были. Мне и участникам этого урока понравился эксперимент. Отзывы от студентов были положительные, им понравилось, и урок перестал носить характер «говорящая голова учителя».
На фото скрины, когда студенты включают демонстрацию экрана своего устройства и на своем устройстве работают с гугл-таблицей.