Banner Ads Top

Технология «перевёрнутого урока» в рамках дистанционного обучения – проблемы и перспективы Педагогическая гостиная

Феоктистова Н. С., преподаватель

ГБПОУ Самарский машиностроительный колледж

Современное образование трудно представить без использования цифрового контента в том или ином виде. Подавляющее большинство педагогов уже давно активно используют в своей работе разнообразные электронные образовательные ресурсы, позволяющие черпать лекционный и иллюстративный материал для организации динамичного и визуально оформленного урока.

Но в условиях внезапно нахлынувшей пандемии процесс обучения пришлось переводить на дистанционный режим. Невостребованные в условиях реального взаимодействия преподавателя и учащихся программы Zoom, Skype и некоторые другие, стали единственной возможностью обучения в режиме онлайн. В подобных условиях традиционные технологии, методы и приёмы оказались неэффективными. Большинству учителей пришлось методом проб и ошибок на практике осваивать методы дистанционного взаимодействия. Но благодаря этой сложной ситуации в арсенале современных педагогов появились новейшие технологии, элементы которых могут быть применимы в рамках традиционного обучения.

Наиболее оптимальной технологией организации дистанционного взаимодействия следует считать т.н. «перевёрнутое обучение». Данная технология появилась в США в 2006-2008 гг. как результат учебно-методической работы учителей химии А. Самса и Д. Бергманна, позже они систематизировали свой опыт в книге «Перевёрнутое обучение или как достучаться к каждому ученику на уроке». Что же представляет собой данная технология, каковы её достоинства, есть ли недостатки, каким образом она может быть применима в рамках обучения офлайн.

Перевёрнутое обучение – это технология смешанного обучения, которая предполагает смену этапов традиционного урока и, как следствие, кардинальную смену деятельности всех участников процесса обучения. Сначала учащиеся самостоятельно изучают теоретический материал на основе учебно-методических пособий. Аудиторное время, когда преподаватель и учащийся непосредственно взаимодействуют друг с другом, используется для закрепления изученного материала в ходе выполнения практических заданий. При этом преподаватель индивидуально консультирует каждого обучающегося, корректируя его работу, контролирует и оценивает результаты самостоятельной работы и деятельности на уроке.

Данная технология позволяет применять на этапах перевёрнутого урока традиционные формы и методы обучения – лекция, выполнение упражнений, дискуссия, презентация проектов, работа в малых группах.

Ключевым моментом является то, что учащиеся учебный материал изучают самостоятельно. Очевидно, что главным фактором эффективной самостоятельной работы учащегося является качество предъявляемого учебно-теоретического материала. Фактически к каждой теме или уроку должен быть подготовлен учебно-методический комплект, включающий лекционный материал, представленный в доступной для учащихся форме и презентацию для визуального восприятия изучаемой темы. Необходимым компонентом являются вопросы для самоконтроля, а также тесты, которые позволяют преподавателю оценить уровень усвоения темы каждым учащимся. Таким образом, преподаватель создаёт архив уроков, которым может воспользоваться учащийся при необходимости повторения и закрепления темы.

Желаемая эффективность самостоятельной и аудиторной работы учащихся достигается при использовании рейтинговой системы оценивания. Каждая форма работы (изученные лекция и видеоурок, выполненные упражнения,  активная работа на уроке онлайн) оценивается баллами, тем самым формируется мотивация выполнения учащимся всех форм предлагаемой работы в ходе изучения конкретной темы.

Технология перевёрнутого обучения сама по себе наиболее эффективна в условиях цифровой среды, когда преподаватель и учащиеся посредством электронной почты, социальных сетей или месенджеров могут обмениваться информационными файлами. Кроме того, в авторской концепции данной технологии подчёркивается значимость видеоуроков, подготовленных непосредственно самим преподавателем, что также предполагает использование цифрового контента.

Каковы достоинства данной технологии?  Главная идея перевёрнутого обучения – более эффективное использование времени на уроке. Преподаватель перестаёт быть лектором, который преподносит материал в одном темпе, ориентируясь на гипотетического среднего ученика.  Учащиеся больше вовлечены в процессы более высокого когнитивного уровня, где они применяют, анализируют и используют знания. В соответствии с целями организации эффективной самостоятельной работы учащихся, преподаватель систематизирует имеющийся учебно-методический материал, подбирает оптимальные электронные ресурсы по изучаемой теме. Данная технология ориентирует преподавателя на разработку авторских видеороликов и тем самым способствует повышению его профессиональной компетенции. Представленный учебно-методический комплект (лекция, видеоурок, упражнения для закрепления темы, диагностические тесты)  каждый учащийся изучает в своём темпе, выполняет необходимые задания в удобное для него время, даже если оно ограничено определенными рамками.

Однако практика дистанционного обучения показала, что и данная технология имеет определённые ограничения. Одна из главных сложностей – колоссальная методическая подготовка, которая должна быть проведена преподавателем предварительно, особенно это касается визуального сопровождения лекционных материалов – презентация  PowerPoint, краткие авторские видеоролики, видеоуроки в качестве дополнительного материала. Не меньшая сложность – самодисциплина учащегося, который должен соблюдать режим дня и определённый режим обучения дома. Самостоятельное вдумчивое и внимательное изучение  предоставленных учебно-методических материалов может затратить у студента гораздо большее время, чем объяснения преподавателя на уроке. В традиционном формате проблемная лекция в изложении преподавателя активизирует внимание и мыслительные процессы учащихся непосредственно в ходе восприятия новой темы. При самостоятельном чтении лекции или просмотре видеоурока в домашних условиях внимание студента зачастую рассеивается по сравнению с рабочей обстановкой на уроке офлайн. А ведь предметов ежедневно, как правило,  несколько, да ещё предполагается и встреча с преподавателями в режиме онлайн. В итоге время на обучение в дистанционном формате учащийся тратит больше, как следствие, увеличивается время использования компьютера или смартфона, что имеет свои негативные последствия и для здоровья. Все эти факторы дистанционного взаимодействия создают психологический дискомфорт. У учащихся и их родителей возникает устойчивое впечатление, что преподаватель не учит, а раздаёт информацию и собирает выполненные задания, а разбирать и осмысливать тему должен сам ученик.

Технические же ограничения (нестабильно работающий Интернет, отсутствие видеосвязи, подключение к видеоконференции через смартфон) сводят все достоинства технологии перевёрнутого обучения практически к нулю. Хотя традиционные уроки в подобных условиях нереализуемы вообще.

На наш взгляд, данная технология особенно эффективна на заочном обучении и в случае домашнего обучения учащегося. Также эта технология весьма удобна в случае, когда учащийся по тем или иным причинам вынужден длительно отсутствовать, и не посещает уроки.

Может ли технология перевёрнутого обучения применятся в режиме офлайн? Элементы технологии могут быть применимы в ходе организации семинара, предполагающего самостоятельное изучение достаточно объёмной темы или целого раздела. Особенно эффективна данная методика при организации повторительно-обобщающего занятия, которое подводит итоги изученного раздела. Но и в ходе традиционного урока вполне допустима замена его этапов и самостоятельное изучение учащимися темы или её определённого вопроса на уроке, особенно если преподаватель готов предоставить для изучения краткие видеоролики по вопросам темы.

В заключение хотелось бы отметить несколько важных фактов. Технология перевёрнутого обучения наиболее эффективна именно в ходе онлайн обучения, которое само по себе является вынужденной мерой. Ключевая цель технологии – повышения эффективности взаимодействия преподавателя и учащихся, закрепление изученной темы вместе с преподавателем на уроке, а не вместе с родителем дома. Именно поэтому данная технология не имеет цели заменить учителя на виртуальные уроки. Архив уроков (основу составляют авторские видеоролики) нацелен на систематизацию содержания учебного материала и методической работы преподавателя и в дальнейшем значительно облегчает его работу.

Список источников:

  1. Владимиров А. В., Лебедев Ю.Б. Методика «перевёрнутого класса» в реализации  требований ФГОС http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=121&id=1919130
  2. Гришина О.Р. Активные методы обучения. Технология «перевёрнутый класс» Активные методы обучения. Технология «Перевернутый класс» (infourok.ru)
  3. Корнев М.Н. Перевёрнутое обучение – путь интенсификации современного урока. Перевернутое обучение — путь интенсификации современного урока – тема научной статьи по наукам об образовании читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru)
  4. Семёнова Е. Перевёрнутое обучение: преимущества и недостатки
     Перевёрнутое обучение: преимущества и недостатки – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана) (rosuchebnik.ru)
  5. Чумакова Е.Л. Повышение эффективности урока истории посредством технологии «Перевернутый класс» «Повышение эффективности урока истории посредством технологии «Перевернутый класс» (videouroki.net)