Работа педагогического коллектива по формированию
антикоррупционного мировоззрения студентов
Шабаева Н.Б., ГБПОУ СО «Самарский машиностроительный колледж»
Антикоррупционное сознание – неотъемлемая часть идеологии государственного патриотизма, носителем которой должны быть все граждане, и в частности – студенческая молодежь. Антикоррупционные инициативы молодежи важны с точки зрения выстраивания правильных, цивилизованных отношений между государственной властью, бизнесом и гражданским обществом. В основе молодежной антикоррупционной политики должно быть формирование убеждения, что жить честно – это правильно и престижно.
Формирование модели антикорупционного поведения молодежи становится особо актуальным в студенческой среде, в образовательном процессе образовательных организаций.
Если определять правовое воспитание как целенаправленную деятельность государства, общественных структур, трудовых коллективов, а на начальной стадии – образовательных организаций по формированию высокого правосознания и правовой культуры, то воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача организаций среднего специального и высшего образования.
Таким образом, антикоррупционная направленность в системе правового воспитания должна стать необходимой составляющей. В свою очередь, система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, отражающих негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности, должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения.
Антикоррупционное воспитание и просвещение в образовательных организациях должно осуществляться в процессе реализации одного из основных направлений воспитательной работы со студентами – формировании государственно-правового мировоззрения.
Антикоррупционное воспитание в данном контексте предполагает формирование у студенческой молодежи антикоррупционных знаний, а также соответствующих моральных потребностей, убеждений, качеств и чувств, выражающихся в устойчивых нормах поведения, отвечающих антикоррупционному идеалу, которые в целом можно обозначить термином антикоррупционная позиция. Воспитание антикоррупционной позиции представляет собой длительный и непрерывной процесс, осуществление которого ведется также и в ходе будущей профессиональной деятельности. Однако гораздо продуктивнее начинать антикоррупционное воспитание еще на ступени профессиональной подготовки будущих специалистов непосредственно в стенах образовательных организаций, неразрывно связывая ценности антикоррупционного поведения личности с профессиональными компетенциями будущих работников и служащих.
Эффективным методом борьбы с коррупцией должно быть воспитание и в частности правовое воспитание. Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную систематическую деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.
Правовое обучение и правовое воспитание органически связаны между собой. Воспитывающее обучение предполагает непрерывную взаимосвязь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина. Крайне важно сформировать соответствующую мотивацию – положительное отношение к познаваемому содержанию и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. Правовое обучение и воспитание является частью всего процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России правового государства и гражданского общества в целом.
Главный объект воздействия при правовом обучении и воспитании – правовое сознание. К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, самовоспитание. В основе применения всех указанных средств лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации. Особое место здесь занимает проблема «правового минимума», некоего обязательного уровня знания права (уровня правовой осведомленности), которым должен обладать каждый гражданин любого общества, независимо от его социального статуса. Предпосылкой эффективного управления этим процессом является четкое представление о системе источников правовой информации и их реальном использовании гражданами, а также трудовыми коллективами, группами и слоями населения.
Для формирования правовой культуры студентов, содержание которой включает в себя правовые знания, правовые установки и убеждения, правовые действия, могут использоваться следующие формы: юридическая подготовка, правовое консультирование, правовые лекции, школы правовых знаний, научно-практические конференции, профессиональные конкурсы на знания законодательных и нормативных актов, лекции и беседы на правовые темы, обзоры юридической литературы и т.д.
Наиболее распространенной формой антикоррупционной пропаганды является лекция, главная целевая установка которой – в ходе проведения занятий по различным социально-гуманитарным или правовым учебным дисциплинам или в системе общей гуманитарной подготовки обучающихся раскрыть теорию обозначенной проблемы, показать возможные варианты деятельности, увязав их с последними научными достижениями и примерами из практики.
Не менее действенной формой антикоррупционной пропаганды является доклад, который в последнее время чаще всего используется не только при проведении учебных занятий, но и общих собраний, совещаний в коллективах учащихся и студентов.
Такие формы антикоррупционной пропаганды, как информационные беседы, лекции, доклады, диспуты, дискуссии, круглые столы, научно-практические конференции, конкурсы правовых знаний, не являются исчерпывающими и могут постоянно дополняться другими, соответствующими новым задачам, решаемым образовательными организациями.