Banner Ads Top

МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ФГОС Педагогическая гостиная

МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ФГОС

Феоктистова Н.С., преподаватель

ГБОУ СПО «Самарский машиностроительный колледж», г. Самара

В основе профессиональной компетенции хорошего специалиста лежит его общая компетенция, которая в полной мере может быть сформирована только при  изучении социально-гуманитарных дисциплин. Ведь одна из главных задач образования заключается в воспитании активного члена социума, профессионала, стремящегося к саморазвитию и процветанию собственной страны. В условиях современных ФГОС социально-гуманитарные дисциплины направлены на формирование  общей компетенции и тех знаний, которые составляют мировоззренческий пласт личности.

Профессиональная и общая образовательная компетенция формируется только при наличии мотивации, т.е. чётко осознанных студентом целей и задач обучения.  Поэтому главная задача на уроке – сформировать мотивацию изучения истории, обществознания.

На достижение этой цели направлены разнообразные активные методы и формы обучения.

Изучение истории и обществознания – это отнюдь не пассивное запоминание фактов и их оценок, но и умение самостоятельно разобраться в обилии сведений, гипотез, теорий и мнений, это умения установить причинно-следственные связи между событиями и явлениями, сравнивать их, формулировать собственную оценку. Это ни что иное как ОК4 и ОК5. Эти и другие общие компетенции формируется с помощью активных методов обучения.

Самый распространённый приём – проблемный вопрос, который активизирует креативное мышление, логику. Эффективность возрастает, если вопрос вызывает немедленную реакцию студентов — смех, удивление, сомнение. Например —  «Холодная война закончилась или продолжается?».

Наиболее чётко такая компетенция как ОК4,  формируется благодаря методу опережающего домашнего задания – подготовить сообщения, доклады к теме урока. Данная форма учит студентов структурировать разнообразную информацию, вырабатывает навыки научно-исследовательской работы, представления своей позиции. Индивидуальные задания мотивируют студентов на более внимательное и углубленное изучение темы урока.

Широко в практике применяются и нетрадиционные уроки – круглые столы, дискуссии, диспуты, конкурсы. Они ориентируют студентов на систематизацию изученной темы, способствуют формированию культуры дискуссии: аргументировано высказывать свои мнения и оценки, слушать оппонента.  Студенты приобретают опыт публичных выступлений, ведения диалога, проявления инициативы и принятия решений. Здесь активно проявляется самостоятельная творческая работа студента, его заинтересованность и добросовестность в выполнении задания. Результативность таких уроков выше и актуальнее. Круглые столы, диспуты и дискуссии имеют большое воспитательное  значение, т.к. развивают патриотизм, толерантность и гражданскую позицию студентов, они учатся её высказывать и защищать. Такие уроки помогают студентам самостоятельно разобраться  в сложных социально-политических  и культурных явлениях прошлого или современности, мотивируют студентов на развитие коммуникативных умений, аналитического мышления и логики. Таким образом, данные активные формы реализуют на уроке целый комплекс общих компетенций – ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6.

Огромное значение в формировании данных компетенций имеет организация научно-исследовательской и проектной деятельности студента, т.е. подготовка студента к научно-практической конференции, олимпиаде или конкурсу. Отрадно, что в наши дни учащиеся различных учебных заведений имеют возможность принять участие в разнообразных творческих конкурсах и реализовать свои способности и таланты. Подобные мероприятия мотивируют студентов на развитие навыков работы с дополнительными источниками информации, аналитического мышления, а также навыков публичных выступлений.

В качестве часто применимых имитационных неигровых активных методов используются моделирование и работа в команде. Широкие возможности для использования моделирования предоставляет история. По данному предмету довольно часто используется творческое задание «Альтернативные пути развития России в переломные моменты» — например  «Альтернатива развития, если бы Россия не вступила в первую мировую войну». Большой популярностью среди студентов пользуются групповые формы работы, в которых проявляется активная творческая работа студента, проявляются лидерские качества, формируются навыки работы в команде и умения принимать решения. Именно групповые формы помогают преподавателю привлечь к творческой работе всех студентов на уроке. Помимо мотивации к творчеству и активизации аналитического мышления, памяти и логики, данные формы работы развивают коммуникативные умения и навыки ведения диалога. Использование данных методов в совокупности эффективно при формировании таких компетенций как ОК3, ОК4, ОК5 и ОК6.

Наибольшей популярностью и у преподавателей, и у студентов пользуются игровые формы. Игра – это универсальный способ пробуждения и поддержания интереса к изучаемому предмету. Участие в играх позволяет студентам проявить свои творческие способности в неожиданных нетипичных ситуациях, повышает их культуру общения. На уроках истории и обществознания применяются различные игры – дидактические (викторина или брейн-ринг), сюжетно-ролевые игры (урок-суд). Игра органично объединяет эмоции и рационализм —  здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний, установление связей, сходства или различий между отдельными событиями. Игра заставляет учиться мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать ненужное, сопоставлять, оценивать. Игровые формы незаменимы при формировании таких компетенций как ОК2, ОК3, ОК6.

В заключении следует также отметить, что активные методы в сочетании с IT технологиями и использование на уроках современных ММС позволяют учителю построить современный урок практически полностью на основе самостоятельной работы студента, что всегда является более эффективным, нежели подача информации в форме устной лекции.