Еремеева Наталья Александровна,
преподаватель СМК
Дистанционное обучение — это взаимодействие преподавателя и ученика на расстоянии посредством средств связи, в частности с использованием интернет-технологий. Этому процессу присущи все компоненты учебного процесса: цели и задачи, методы и средства обучения. При переходе на дистанционные методы изменяется структура обучения и организация образовательного процесса. В связи с этим хотелось поделиться опытом использования цифровых технологий в этот период.
Сразу хочу заметить, что переход полностью на дистанционное обучение считаю невозможным и вредным. Одна из причин — ограниченные технические возможности. Это слабая техническая оснащенность студентов и преподавателей, а также образовательных учреждений СПО. Во время карантина некоторые студенты не имели возможности работать на компьютере, пользовались только телефоном, что безусловно недопустимо.
Другой причиной невозможности постоянного перехода на дистанционный формат является неготовность большинства студентов к кропотливой самостоятельной работе. По моему мнению, треть обучающихся выполняет задания, данные преподавателем. Остальных приходится заставлять работать, привлекая, например, родителей. В качестве причин невыполнения заданий, студенты указывают «нет компьютера», «плохо работает интернет», «не понимаю, как делать». Единицы обучающихся не высылали работы по техническим причинам. В большинстве случаев за этим кроется обыкновенная лень. Как говорится, было бы желание!
Технические недостатки можно будет со временем преодолеть. А вот живое общение учителя и ученика, по-моему, никогда заменить будет невозможно. У каждого учителя свой подход к объяснению учебного материала. Я всегда смотрю на глаза своих учеников при изложении нового материала — есть понимание или требуются дополнительные разъяснения. Выслушиваю вопросы, делаю акцент на ключевые моменты. Этого дистанционный формат не заменит.
Онлайн-уроки одна из важных частей дистанционного обучения. Онлайн-обучение погружает обучающихся в образовательную среду — можно смотреть и слушать объяснения материала, выполнять задания, консультироваться с преподавателем, общаться с другими студентами. Но на онлайн-уроках были ситуации, когда одни студенты не могли подключить видео, у других, наоборот, не включался звук.
При проведении таких уроков администрация нашего учебного заведения рекомендовала пользоваться платформой Zoom. Понравилось, что можно использовать для совместной работы со студентами любой документ, который есть на компьютере преподавателя. Чаще всего я использовала презентации или свои лекции по теме. Презентация является, можно сказать, «скелетом» объяснения темы. Удобно то, что в Zoom можно пользоваться рабочим столом компьютера как классной доской — писать и стирать. Можно писать текст, рисовать прямые линии, окружности. Выделять разными цветами текст, меняя толщину линии. А также передавать эту возможность любому участнику урока. При этом на экране видно фамилию студента, который в данный момент пишет на экране. Текст, который пишется на экране как бы накладывается на изображение на документе. При этом можно листать страницы документа, а надпись будет оставаться на экране. С одной стороны, это удобно при решении заданий для отработки каких-либо формул. Формулу можно написать, и она будет «ехать» от примера к примеру. Но иногда это мешает тексту, и тогда его приходится стирать. Стирать можно как ластиком – фрагменты записей, а можно одной кнопкой стереть сразу все со всего экрана.
При работе в Zoom нужно учесть некоторые моменты. Во- первых, чтобы на урок случайно не «залетели» хулиганы, при планировании нужно обязательно пускать на урок студентов через «зал ожидания» и под своими именами. Во- вторых, если кто-то из учеников начинал безобразничать на уроке, например, рисовать на рабочем столе или говорить не по теме, то в Zoom есть возможность заблокировать таких учеников. А если не удается определить нарушителя дисциплины, то есть функция отключения звука и доступа к рабочему столу всех учеников. Конечно, в этом случае рассказывать будет только преподаватель. Но через некоторое время, «весельчаки» успокаиваются и можно продолжить урок в обычном режиме.
Недостатками этой платформы можно считать ограниченное время урока — время проведения не более 40 минут, а также неожиданный «вылет» с урока любого из его участников, в том числе и преподавателя.
Еще некоторые выводы, которые я сделала во время дистанционного обучения. При всем обилии информации в интернете, студенты не могут найти материалы по новой теме, если им не указать ресурс. Проводила эксперимент: попросила дать ответы на конкретные вопросы, используя любые источники в интернете. Как это не удивительно, они не смогли выполнить эту работу! Поэтому обязательно указываем интернет-ресурс, а еще лучше даем активную ссылку на него, описываем круг изучаемых вопросов.
Если при изучении темы можно использовать обучающий фильм, то нужно его использовать. Лично у меня уходило много времени на подбор такого ролика. Выбрать хороший не так-то легко. Приходилось просматривать несколько. Одни мне не нравились, потому что были элементарно скучными, в других слишком сложно излагался материал. Некоторые содержали ошибки. К тому же я старалась выбрать фильм, ограниченный по времени пятнадцатью-двадцатью минутами. Думаю, что слишком длинные фильмы обучающиеся могут и не досмотреть! Чаще всего подбирала фильмы на платформе YouTube. На платформе Российской Электронной Школы (РЭШ) есть очень хорошие уроки по общеобразовательным предметам за курс средней общеобразовательной школы. Они содержат обучающий ролик, тренировочные упражнения и контрольные вопросы. Те, кто пропустил онлайн-урок имеют возможность изучить материал самостоятельно на этой платформе, и получить оценку. Ребята только жаловались, что иногда РЭШ не открывалась или «зависала». Возможно, из-за загруженности ресурса.
После объяснения нового материала я высылала задание для самостоятельного решения и методические указания с образцами их выполнения. Предпочтительно отправлять документы студентам в формате PDF, они открываются с любого гаджета. Хочется отметить еще одну трудность — идентификацию обучающихся. «ВКонтакте» студенты могут быть зарегистрированы не под своей фамилией, а совершенно произвольным ником. Отчет по выполненным работам принимала в личном сообщении. Обучающимся задание нужно было выполнить и выслать преподавателю к определенной дате в виде документа или фотографии. После проверки работы я описывала ошибки обучающему в текстовом или звуковом сообщении. Студент исправлял ошибки и вновь высылал мне исправленное задание. Работы преподавателю безусловно добавилось! Большое напряжение испытывали глаза, за компьютером приходилось проводить много времени.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Для внедрения дистанционных методов обучения необходимо техническое переоснащение учебных заведений, создание современной цифровой базы для размещения различных методических материалов. При онлайн-обучении изменяется роль педагога. Если при очном обучении учитель объясняет материал, то при дистанционном он направляет ученика, описывает траекторию получения знаний. В свою очередь студенты осваивали знания самостоятельно. Мне показалось, что преподаватели к этому готовы. А готовы ли обучающиеся — это вопрос!