Пономарева А.Н.
ГБОУСПО «Самарский машиностроительный колледж»
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок оказался одаренным, способным и много добился в жизни. Это зависит от того, как поведут себя сами родители, обнаружив способности своего ребенка.
Одаренный человек – это, прежде всего, яркая индивидуальность в самых разных ее проявлениях. Он эмоционален, без видимых усилий быстро справляется с различными задачами, выбирает оригинальные способы действий, получает интересные результаты. Надо признаться, что с одаренными детьми трудно и интересно одновременно. Поскольку каждый одаренный ребенок индивидуален в своих проявлениях, то применение традиционных методов воздействия зачастую неэффективно и приводит к конфликтам, обидам, непониманию, то есть с одаренными детьми необходимы и индивидуальные методы воздействия.
Одаренность многогранна и проявляется индивидуально у каждого ребенка. Но вместе с тем с увеличением количества специализированных школ, студий, учреждений дополнительного образования как государственных, так и частных ставится проблема совершенствования системы образования, создание новых инновационных программ и систем. Чтобы осуществить его, необходимы условия для индивидуализации обучения одаренных детей.
Вопрос, который актуален в современном образовании — «Как осуществить индивидуальный подход к особенному ребенку, если в классе 25 ребят?». Часто студенты имеют разный уровень способностей в различных областях деятельности. У одних — способности в области математики, другие сильны в гуманитарных дисциплинах, третьи показывают дарования в спорте. Учащиеся имеют личностные различия и индивидуальные способности. Учителю сложно работать с каждым, он работает, учитывая особенности среднего ученика. Получается, что для одних предложенный материал труден, для других он легок и не удовлетворяет уровень сложности. При этом совместная работа в группе идет сложно. Чтобы решить эту образовательную проблему, необходимо брать во внимание разный уровень развития способностей. Учителя могут разбить группу на подгруппы по уровню подготовки и для каждой предлагать разные по уровню сложности задания. Другой вариант может заключаться в том, чтобы проблемы слабого ученика решались в совместной работе и общении с сильным учеником. При этом слабый лучше усвоит материал, а одаренный ребенок, самостоятельно объясняя сложный материал, разовьет умение взаимодействовать с детьми. Взаимодействие и взаимное обучение будут стимулировать образовательную деятельность детей. Взаимное обучение может происходить между детьми одного возраста.
Проблема решится, если педагоги будут использовать такие принципы обучения одаренных детей, как дифференциация и индивидуализация.
Дифференциация — это выделение групп в зависимости от вида одаренности детей. А индивидуализация — обучение одаренного ребенка по индивидуальным программам, создание индивидуального учебного плана. За рубежом большую роль в индивидуализации обучения одаренных детей играет тьютор (иногда называют — ментор) — высококвалифицированный специалист, который выполняет роль наставника. Он ведет индивидуальную работу с одаренным ребенком, разрабатывает эффективную стратегию личностного роста. Кто будет играть такую роль в современной российской школе — учитель, значимый взрослый, ученый, родитель — этот вопрос остается открытым.
Литература
- Одаренный ребенок, особенности обучения: пособие для учителя / под ред. Н.Б. Шумаковой. М.: Просвещение, 2010.
- Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 1996.
- Психология одаренности: от теории к практике. М.: РАН, 2012.