Banner Ads Top

Индивидуальный подход к одаренному ребенку Педагогическая гостиная

Пономарева А.Н.

ГБОУСПО «Самарский машиностроительный колледж»

 

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок оказался одаренным, способным и много добился в жизни. Это зависит от того, как поведут себя сами родители, обнаружив способности своего ребенка.

Одаренный человек – это, прежде всего, яркая индивидуальность в самых разных ее проявлениях. Он эмоционален, без видимых усилий быстро справляется с различными задачами, выбирает оригинальные способы действий, получает интересные результаты. Надо признаться, что с одаренными детьми трудно и интересно одновременно. Поскольку каждый одаренный ребенок индивидуален в своих проявлениях, то применение традиционных методов воздействия зачастую неэффективно и приводит к конфликтам, обидам, непониманию, то есть с одаренными детьми необходимы и индивидуальные методы воздействия.

Одаренность многогранна и проявляется индивидуально у каждого ребенка. Но вместе с тем с увеличением количества специализированных школ, студий, учреждений дополнительного образования как государствен­ных, так и частных ставится проблема совершенствования системы обра­зования, создание новых инновационных программ и систем. Чтобы осуществить его, необходимы усло­вия для индивидуализации обучения одаренных детей.

Вопрос, который актуален в современном образовании — «Как осуществить индивидуальный подход к особенному ребенку, если в классе 25 ребят?». Часто студенты имеют разный уровень способностей в различных областях деятельности. У одних — способности в области математики, другие сильны в гуманитарных дисциплинах, третьи показывают дарова­ния в спорте. Учащиеся имеют личностные различия и индивидуальные способности. Учителю сложно работать с каждым, он работает, учитывая особенности среднего ученика. Получается, что для одних предложенный материал труден, для других он легок и не удовлетворяет уровень слож­ности. При этом совместная работа в группе идет сложно. Чтобы решить эту образовательную проблему, необходимо брать во внимание разный уровень развития способностей. Учителя могут разбить группу на подгруппы по уровню подготовки и для каждой предлагать разные по уровню слож­ности задания. Другой вариант может заключаться в том, чтобы пробле­мы слабого ученика решались в совместной работе и общении с сильным учеником. При этом слабый лучше усвоит материал, а одаренный ребенок, самостоятельно объясняя сложный материал, разовьет умение взаимодей­ствовать с детьми. Взаимодействие и взаимное обучение будут стимули­ровать образовательную деятельность детей. Взаимное обучение может происходить между детьми одного возраста.

Проблема решится, если педагоги будут использовать такие принципы обучения одаренных детей, как дифференциация и индивидуализация.

Дифференциация — это выделение групп в зависимости от вида ода­ренности детей. А индивидуализация — обучение одаренного ребенка по индивидуальным программам, создание индивидуального учебного плана. За рубежом большую роль в индивидуализации обучения одаренных детей играет тьютор (иногда называют — ментор) — высококвалифициро­ванный специалист, который выполняет роль наставника. Он ведет инди­видуальную работу с одаренным ребенком, разрабатывает эффективную стратегию личностного роста. Кто будет играть такую роль в современной российской школе — учитель, значимый взрослый, ученый, родитель — этот вопрос остается открытым.

 

Литература

  1. Одаренный ребенок, особенности обучения: пособие для учителя / под ред. Н.Б. Шумаковой. М.: Просвещение, 2010.
  2. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 1996.
  3. Психология одаренности: от теории к практике. М.: РАН, 2012.