Banner Ads Top

Великая Отечественная война и ее роль в воспитании патриотизма Педагогическая гостиная

Ксионстик В.А.

ГБОУ СПО “Самарский машиностоительный колледж”, г. Самара

Великая Отечественная война и ее роль в воспитании патриотизма 

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — это период когда формируется любовь к своей Отчизне. Большими возможностями обладает курс истории в решении этой важной задачи.

Конец XX — начало XXI веков — это трудный период, который характеризуется сложными социокультурными преобразованиями. Происходит переориентация не только общественных устоев, но и ценностных установок. Наиболее уязвимой частью населения являет­ся молодежь, у которой только складывается гражданская позиция.

Распад СССР повлек за собой крушение коммунистиче­ской идеологии. Сейчас Россия ищет новые пути для созда­ния общей системы воспитания молодежи и патриотического воспитания, как одной из важнейших составляющих воспитательной системы. Изменение политического строя, переход от плановой к ры­ночной экономики, резкое расслоение и деклассация общества повлек­ли за собой возникновение и развитие конфликтов на национальной почве, изменение сознания, разрыв связи между поколениями.

В молодежной среде усилился негативизм, демонстративное от­ношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко воз­росла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают не­легкую науку выживания и общения. В этих условиях тема патриотизма приобретает особое значение и оказывается созвучной современности.

Патриотическое воспитание всегда было основой государственной идеологии России в условиях многочислен­ных войн. Оно формировало возвышенное отношение к Родине, самоотречение во имя Победы. Отношение к прошлому своей страны показатель нравственного здоровья нации. Трудно переоценить ту роль, которую играет в воспитании патрио­тизма тема Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Эта война стала не только тяжелейшим испытанием для нашего народа, но и ук­репила самосознание народа — победителя.

Примеры мужества и самопожертвования, проявленные нашими людьми в ходе войны, помогают вступающим в жизнь новому поколению почувствовать гордость за свой народ, уверенность в своих си­лах, осознать значение борьбы с фашизмом на современном этапе. С каждым годом редеют ря­ды фронтовиков, а человеческая память о войне активно замещается в сознании людей пропагандистскими стереотипами.

При изучении истории Великой Отечественной войны преподава­тель располагает большим спектром методических и педагогических средств. Работа может вестись по следующим направлениям: учебная деятельность студентов; информационно-пропагандистская деятельность (стенды, тематические стенгазеты, выставки фотографий, презентации и т.д.); внеклассная работа (кружки, факультативные занятия и т.д.).
Опора на краеведческий материал и семейные архивы студентов (письма и фотографии) дела­ют занятия интереснее, позволяют проявить студентам своё творчество. Целесо­образно использовать подготовленные студентами презентации, где будут фотодокументы, фрагменты видеофильмов, исторические кар­ты, воспоминания военачальников.

В нашем колледже проводится много мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне, которые охватывают студен­тов всех курсов: конкурс-фестиваль «Я помню! Я горжусь!» (конкурсы сочинений-эссе, стихов, рисунков, фотографий, плакатов), классные часы «Этих дней не смолкнет слава», экскурсии на тему «Куйбышев в го­ды Великой Отечественной войны». Весь этот комплекс мероприятий в соединении с учебными заня­тиями сделает изучение данной темы более ярким и интересным.