Ксионстик В.А.
ГБОУ СПО “Самарский машиностоительный колледж”, г. Самара
Великая Отечественная война и ее роль в воспитании патриотизма
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — это период когда формируется любовь к своей Отчизне. Большими возможностями обладает курс истории в решении этой важной задачи.
Конец XX — начало XXI веков — это трудный период, который характеризуется сложными социокультурными преобразованиями. Происходит переориентация не только общественных устоев, но и ценностных установок. Наиболее уязвимой частью населения является молодежь, у которой только складывается гражданская позиция.
Распад СССР повлек за собой крушение коммунистической идеологии. Сейчас Россия ищет новые пути для создания общей системы воспитания молодежи и патриотического воспитания, как одной из важнейших составляющих воспитательной системы. Изменение политического строя, переход от плановой к рыночной экономики, резкое расслоение и деклассация общества повлекли за собой возникновение и развитие конфликтов на национальной почве, изменение сознания, разрыв связи между поколениями.
В молодежной среде усилился негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку выживания и общения. В этих условиях тема патриотизма приобретает особое значение и оказывается созвучной современности.
Патриотическое воспитание всегда было основой государственной идеологии России в условиях многочисленных войн. Оно формировало возвышенное отношение к Родине, самоотречение во имя Победы. Отношение к прошлому своей страны показатель нравственного здоровья нации. Трудно переоценить ту роль, которую играет в воспитании патриотизма тема Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Эта война стала не только тяжелейшим испытанием для нашего народа, но и укрепила самосознание народа — победителя.
Примеры мужества и самопожертвования, проявленные нашими людьми в ходе войны, помогают вступающим в жизнь новому поколению почувствовать гордость за свой народ, уверенность в своих силах, осознать значение борьбы с фашизмом на современном этапе. С каждым годом редеют ряды фронтовиков, а человеческая память о войне активно замещается в сознании людей пропагандистскими стереотипами.
При изучении истории Великой Отечественной войны преподаватель располагает большим спектром методических и педагогических средств. Работа может вестись по следующим направлениям: учебная деятельность студентов; информационно-пропагандистская деятельность (стенды, тематические стенгазеты, выставки фотографий, презентации и т.д.); внеклассная работа (кружки, факультативные занятия и т.д.).
Опора на краеведческий материал и семейные архивы студентов (письма и фотографии) делают занятия интереснее, позволяют проявить студентам своё творчество. Целесообразно использовать подготовленные студентами презентации, где будут фотодокументы, фрагменты видеофильмов, исторические карты, воспоминания военачальников.
В нашем колледже проводится много мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне, которые охватывают студентов всех курсов: конкурс-фестиваль «Я помню! Я горжусь!» (конкурсы сочинений-эссе, стихов, рисунков, фотографий, плакатов), классные часы «Этих дней не смолкнет слава», экскурсии на тему «Куйбышев в годы Великой Отечественной войны». Весь этот комплекс мероприятий в соединении с учебными занятиями сделает изучение данной темы более ярким и интересным.