Banner Ads Top

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА ПО ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНЧЕСКОГО АКТИВА Педагогическая гостиная

Педагог-организатор

ГБПОУ «Самарский машиностроительный колледж»

Стрижекозина Ирина Викторовна

 

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА ПО ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНЧЕСКОГО АКТИВА

 

Воспитательная работа любого учреждения СПО – целая система подразделений образовательного процесса. Важнейшим звеном этой системы были  и остаются органы студенческого самоуправления, среди которых ведущую роль играют студенческие советы, объединяющие самых активных и авторитетных представителей студенческого коллектива.

Подготовка  студенческого  актива – непростая   задача  педагога организатора. Объект усилий его труда – человеческие характеры, ум, воля, настроения, интересы юношей и девушек, лидеров студенческих групп. ‘Знание их возрастных особенностей, свойств характера, проверка на психологическую совместимость должны помочь в организаторской работе.

Итак, студенческий актив состоит из ребят разных возрастных категорий. Первокурсники – 15, 16-летние подростки, которые стремятся поскорее стать взрослыми, проявляют повышенную активность, жаждут конкретных дел, в которых есть простор для движений. Они прилагают огромные усилия, чтобы утвердить себя чем-либо в глазах окружающих. Подростки готовы браться за всё, увлекаются сразу несколькими делами, но не всегда доводят их до конца. Представителям этой возрастной категории можно поручать ответственные дела, но обязательно держать на контроле их выполнение. Следует также помнить, что подростков более увлекают близкие перспективы, чем удаленные во времени. Это необходимо учитывать при планировании работы студенческого актива, распределении обязанностей и поручений.

Следующая возрастная категория – студенты 2, 3 курсов, вступающие в пору юности. Каждый из них хочет выяснить «кто есть я» на общем фоне «кто есть кто». Типичная черта юношеского возраста – стремление к коллективности. Ни на каком другом этапе человеческой жизни роль коллектива не приобретает такое большое значение, как в юности. Кроме того, у представителей студенческого актива юношеского возраста уже накоплен опыт организаторской работы. Им смело можно доверять многие коллективные дела, с которыми подросткам справиться сложнее: организацию культурно-массовых мероприятий, спортивных состязаний, трудовых дел. Юношеству свойственно проявлять заботу о ком-либо. Поэтому студенты 2, 3 курсов отлично справляются с проведением благотворительных акций, патриотических мероприятий. Педагог-организатор должен умело использовать такие качества молодых людей как боевитость, наступательность. Однако стоит помнить, что у студентов юношеского возраста существует опасность потери чувства реальности – «мы всё можем!». При таком настроении случись неудача – и полнейшая растерянность, разочарование, потеря веры в свои силы. Тут влияние руководителя должно быть определенным – учить ребят наступать, но разумно использовать свои возможности, анализировать неудачи и делать выводы.

Успешная деятельность студенческого актива зависит не только от возраста его представителей, но и от свойств характера каждой личности. Зная черты характера студентов, можно до некоторой степени предусмотреть их действия, предугадать поведение в той или иной обстановке, их отношение к поручению. Кроме того, ребята отличаются друг от друга и своими способностями, интересами, увлечениями, которые также важно изучить и использовать в организации общественной работы.

Ещё одним очень важным моментом в работе со студенческим активом является умение руководителя формировать группы участников дела так, чтобы они решали свою задачу слаженно, быстро, эффективно. Здесь необходимы знания основ психологической совместимости людей. Полезно иметь в виду, что студенты могут по-разному относиться к общей работе. Психологи в связи с этим обращают внимание на существование трех крайних типов людей.

Первый тип – люди, ориентированные на дело: они добираются до сути вопроса, ищут наиболее подходящие средства для решения задачи. Такие люди больше заботятся о деле, чем о собственной выгоде.

Второй тип – люди, ориентированные на взаимодействие с другими людьми, на общение с ними. Выполнение задачи их интересует постольку, поскольку её можно выполнять сообща. Забота о результате работы отходит для них на второй план.

Третий тип – люди, ориентированные на себя. У них проявляется стремление работать в одиночку, они агрессивны, болезненно реагируют на успехи других. Но, желая выделиться, могут достигать неплохих результатов.

Подобные крайние типы в жизни встречаются редко. Часто в людях представлено сочетание этих ориентации с преобладанием какой-либо из них. Лучший вариант создания группы, когда в ней представлены вес типы ориентации.

Работа со студенческим активом – это еще и обучение ребят самоанализу, самоорганизации. Вопросы для самоанализа подготовленности к организаторской работе могут быть следующие:

  1. Можете ли вы сказать о себе, что вы человек общительный?
  2. Умеете ли вы владеть собой?
  3. Умеете ли вы подчиняться?
  4. Можете ли вы самостоятельно принимать решения?
  5. Всегда ли вы готовы действовать?
  6. Хорошо ли вы знаете студентов своей группы?
  7. Как вы оцениваете положение дел в группе?
  8. Как близко к сердцу вы принимаете успехи и неудачи товарищей?
  9. Пользуетесь ли вы авторитетом?
  10. Легко ли вы включаетесь в организаторскую работу?

После самоанализа необходимо перейти к рекомендациям по самоорганизации, В помощь студентам-активистам составляется памятка:

  1. Надо точно знать, что вы собираетесь делать, определите с самого начала ожидаемый результат – решающее условие успеха.
  2. В цепочке дел найдите главное звено, запишите в порядке важности самые срочные дела. Назначьте сроки их выполнения. Так вы приучите себя правильно оценивать свои силы и ценить время.
  3. Научитесь говорить себе «нет». Откажитесь от желания «передохнуть». Проявите упорство в выполнении намеченного.
  4. Приступайте к делу сразу же.
  5. Учитесь приказывать самому себе.
  6. Используйте свое время продуктивно.
  7. Следите за тем, что вы тратите свободное время.
  8. Старайтесь разнообразить занятия. Это поможет бороться с усталостью.
  9. Учитесь слушать внимательно.
  10. Пользуйтесь записной книжкой. Книжку держите всегда при себе. Не загружайте память тем, что можно записать.

В процессе работы представители студенческого актива должны усвоить основные правила организаторской работы:

  1. Получив задание, разберитесь в нем.
  2. Не пренебрегайте опытом других – он ваш помощник.
  3. Учитывайте возможность членов коллектива.
  4. Определите, какое оборудование и материалы могут вам понадобиться в работе.
  5. Составляя план дела, не стройте воздушных замков, исходите из реальных условий.
  6. Работа должна быть понятна каждому.
  7. Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы.
  8. Побеспокойтесь о мажорном тоне коллективной работы.
  9. Координируйте свою работу с другими организаторами.
  10. Руководствуйтесь лозунгом: «Доверяй, но проверяй».
  11. Будьте внимательны при завершении работы.
  12. Итоговый анализ – залог успешной работы в дальнейшем.

Усвоение правил организаторской работы еще не дает гарантии, что в делах будет полный порядок. Знать, как организовать, и уметь это сделать – понятия неоднозначные. Специалисты считают, что в памяти обучающегося закрепляется от 10 до 20 % того, что он слышит, на 50 % того, что он видит, на 90 % того, что он делает. Преимущество приобретения организаторских знаний и умений непосредственно в делах очевидно. Наиболее интересный и эффективный способ обучения студенческого актива практической деятельности  – деловая игра, которая имеет свои правила, логику, последовательность действий:

  1. Выбор сюжета. Он определяется задачами обучения.
  2. Распределение ролей.
  • Инструктаж участников игры (проводится ведущим, знающим методику проведения игры).
  1. Разучивание роли каждым участником.
  2. Проигрывание ситуаций, в которых участникам по сюжету приходится принимать какие-то решения.
  3. Анализ игры (может проводиться поэтапно или в конце игры) по следующему плану:
  4. Как игралась роль.
  5. Как обучающийся владел ситуацией.
  6. Как он был связан с партнерами.
  7. Какой вклад он сделал в решение поставленной задачи и удалось ли ее решить.
  8. Овладел ли обучающийся необходимыми навыками.

Преимущество метода деловой игры не только в активной позиции обучающегося, но и в том, что здесь сразу же образуется система обратной связи: и ведущие, и обучающиеся видят, к чему приводит на практике то или иное решение, как следует учитывать и предупреждать возможные ошибки.

Одна из форм деловой игры – «мозговой штурм». Важное условие игры – создание непринужденной обстановки (улыбки, шутки, чаепитие, необычно оформленное помещение и т.д.) Ведущий определяет маршрут поиска новых решений (например, проведение какого-либо праздника). Все участники игры разделяются на группы генераторов идей и группу оценки. Задача последней – не дать «утонуть» новым, оригинальным предложениям. Первый период – по 7-10 минут. Первая группа высказывает идеи, вторая, молча, их «вылавливает» и записывает. После окончания периода группа оценки обсуждает результаты. Затем группы меняются, и все повторяется. По окончании «штурма» идеи передаются сценарной группе, которая берется за детальную разработку предложений и составление сценария.

Деловая игра выявляет и развивает организаторские способности студентов. Кроме того, игра – верный способ отдохнуть, развлечься, снять напряжение после какого-нибудь дела, создать хорошую психологическою атмосферу.

Таким образом, подготовка студенческого актива требует от педагога-организатора следующих шагов:

  1. Изучение личностных качеств организаторов студенческого коллектива.
  2. Обучение самоанализу, самоорганизации.
  3. Обучение правилам организационной работы.
  4. Закрепление на практике теоретических основ деятельности организатора.