Banner Ads Top

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН Педагогическая гостиная

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Феоктистова Н.С., преподаватель

ГБОУ СПО «Самарский машиностроительный колледж»

В современном учебном процессе трудно обойтись без использования информационных технологий в работе. Учебные заведения насыщаются компьютерами, достаточно быстро осуществляется „интернетизация“ образования.

Что даёт использование презентации Microsoft PowerPoint на уроке, варианты её применения, как они соотносятся с классическими методами и приёмами? Данная статья представляет собой личный опыт как ответ на поставленные вопросы.

В учебном процессе наиболее целесообразно использовать интерактивную доску, что в СПО в настоящее время доступно далеко не для всех педагогов. Наиболее активно сейчас используется т.н. мультимедийный комплект, с помощью которого преподаватель имеет возможность демонстрировать разнообразные наглядные пособия. Всевозможные схемы, иллюстрации, графики выстраиваются в определённой логике в соответствии с ходом урока при помощи Презентации Microsoft PowerPoint. В техническом и организационном плане её проще всего использовать на уроке. Кроме того, презентация  сочетается с классическими методами обучения и не требует специальных навыков от преподавателя-предметника.

Квалификация преподавателя определяет качество презентации на уроке, хотя она не влияет принципиально на педагогическую стратегию, методы и приёмы работы.  Главное значение презентации в том, что она способствует визуализации учебного материала.  Преподавателю гораздо проще становится насытить урок разнообразной наглядной информацией.

Особое  значение презентация имеет на уроках социально-гуманитарных дисциплин. На уроке истории, например, она даёт прекрасную возможность почувствовать „вкус эпохи“. Это достигается широким использованием аутентичных материалов, прежде всего визуальных (фото, гравюры, плакаты, карикатуры и т.п.). Сейчас в арсенале преподавателя истории есть не только разнообразный иллюстративный материал, но и учебные анимации, анимированные карты, где показана, например, разворачивающаяся Куликовская битва. Большое значение имеют также видеофрагменты. Урок с использованием презентации становится более интересным для студентов, следствием чего, становится более эффективным усвоение знаний. Главное значение презентации – её эмоциональное воздействовать на студента.

Использование презентации на уроке должно соответствовать определённым возрастным и психологическим особенностям учащихся – структурированность информации, варьирование темпов работы и вида визуализации, динамичность, интерактивность.

Есть также определённые правила организации визуального поля на экране, которые связаны с особенностями зрительного восприятия. В основном эти правила «нащупываются» преподавателем в процессе разработок конкретных тематических презентаций. Со временем у преподавателя вырабатывается авторский стиль оформления. Многие специалисты подчеркивают, что особый эффект имеет индивидуально окрашенная эмоциональная презентация. Особенно это относится к таким дисциплинам как обществознание, история. Поэтому в данном случае не рекомендуется использовать стандартные схемы и шаблоны оформлений, которые предлагаются в ПО Power Point.

Что касается классических методов и приёмов (лекция, беседа, фронтальный опрос), применяемых на уроке, то именно презентация наиболее органично сочетается с ними. Как качественное средство наглядности презентация имеет эффект только при грамотном и корректном сочетании с классическими методами обучения.

Можно выделить три подхода использования презентации на уроке: иллюстративный, схематичный, интерактивный. Учитывая технические и организационные возможности учебного процесса, в основном применятся иллюстративный и иногда схематичный метод.

Выбор того или иного типа презентации на уроке определяется методическими особенностями урока, темы изучения и  квалификацией преподавателя. Опыт использования ММК на уроке показал, что презентация в форме конспекта, т.е. сопровождение лекции различными иллюстрациями, таблицами и схемами, наиболее эффективна в ходе изучения нового материала по истории. По обществознанию наиболее эффективными оказались  т.н. слайд-шоу, т.е. динамичная презентация, представляющая определённую проблему, которую на уроке предстоит обсудить. Однако это тот же самый иллюстративный и схематичный метод. Очевидно, что интерактивный вариант презентации в основном применяется на внеаудиторных мероприятиях, классных часах и на повторительно-обобщающих уроках. Это наиболее сложный тип презентации  и требует от преподавателя большой подготовительной работы и занимает немало времени.

Как показала практика, презентация – это наиболее оптимальный вариант организации самостоятельной творческой работы студента. Подготовка презентации заставляет студента организовывать свою деятельность, находить и анализировать разнообразные источники информации, структурировать отобранную информацию, грамотно и чётко представлять свою работу. Всё это способствует формированию и развитию общей образовательной компетенции.

Следует также отметить, что современные технические и информационные ресурсы теоретически позволяют преподавателю проводить урок по истории и обществознанию в компьютерном классе на основе работы студентов с Интернет-ресурсами и  электронными учебными комплексами. Таковы, например, могут быть практические работы по истории на 2-ом курсе как уроки работы с историческими источниками и периодическими изданиями. Также теоретически возможно проводить контрольные работы и зачёты в форме компьютерного тестирования. Данные формы работы предполагают наличие специального компьютерного кабинета, использование специального ПО, что для преподавателя-предметника в настоящее время недоступно по ряду причин.