Banner Ads Top

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОМ АВТОНОМНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «САМАРСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Новости,Педагогическая мастерская

Кудряшова Наталья Юрьевна, преподаватель профессиональных дисциплин,

ГАПОУ «Самарский металлургический колледж»


Аннотация: статья посвящается проблеме обучения и воспитания студентов с плохим знанием русского языка, анализируются проблемы данной категории студентов и пути решения.

Ключевые слова: мигранты, инклюзив, образование, адаптация.

В настоящее время в связи с обострением социально-экономической обстановки в ряде стран, снижением уровня благосостояния граждан, качества их жизни, возрастает проблема миграции населения. Усиление миграционных процессов приводит к росту числа семей мигрантов, испытывающих ряд сложностей в адаптации к новой для них социальной, культурной и образовательной среде.

Самыми уязвимыми становятся дети-мигранты, так как именно они не всегда могут противостоять социальному давлению со стороны общества, с трудом адаптируются к новому образовательному учреждению, сталкиваются с рядом коммуникативных, психологических, языковых барьеров. Они отличаются повышенным уровнем тревожности, заниженной самооценкой, что тормозит их духовное, физическое и эмоциональное развитие. Они испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми, в овладении элементами новой культуры.

Инклюзивность, или инклюзия — это такой принцип организации общественной жизни, когда между людьми нет неравенства. Без разницы, как отдельный человек выглядит, одевается, во что верит. Он принимает участие в образование, искусстве, бизнесе наравне со всеми.

Инклюзивное образование — это образование, которое доступно всем. Люди любых пола, расы, вероисповедания и здоровья могут посещать обычные школы, колледжи, университеты, а не специализированные.

Администрация Государственного автономного профессионального образовательного учреждении «Самарский металлургический колледж» оказывает всяческую поддержку, чтобы абсолютно все могли не только учиться, но и участвовать в общественной жизни, общаться друг с другом.

В ГАПОУ Самарский металлургический колледж обучается большое количество студентов из семей мигрантов. И наша образовательная организация играет важную роль в ускорении адаптационных процессов, в повышении уровня межкультурной осведомленности детей-мигрантов, что в дальнейшем успешно влияет на их социальное и психологическое благополучие. Поэтому мы рассматриваем включение детей-мигрантов, наших студентов, в образовательную среду в виде инклюзивного образования. Особенно в тех случаях, когда ребенок из другой страны оказывается в русскоязычной среде, практически не владея языком. Таких студентов много, и они испытывают трудности не только в обучении, но и в общении со своими сверстниками и одногруппниками.

Кочергин Анатолий Васильевич, доктор технических наук, говорит о том, что, «ребенок глухой и ребенок-мигрант, не знающий языка той страны, где ему предстоит учиться и жить, равны по своему учебному статусу, оба они одинаково проблемные личности, ибо и тот, и другой не понимают речи, не могут полноценно общаться со сверстниками, не в полной мере могут самореализовываться в другой, чужой для них социокультурной ситуации».  

Администрация образовательной организации и педагоги ГАПОУ «СаМеК», которые работают с таким контингентом студентов, правильно выстраивают образовательную среду своей организации и добиваются духовно-нравственной и социально-психологической адаптации детей-мигрантов, чтобы они не пополняли ряды криминальных структур. Готовых методик, которые могли бы использовать педагоги в конкретных ситуациях, не бывает, так как каждая личность ребенка уникальна и неповторима, каждая образовательная ситуация специфична. Педагоги нашего колледжа тоже отличаются друг от друга уровнем профессионализма и творческими способностями. Каждый преподаватель стремится создавать собственные подходы

Какие же проблемы испытывают дети-мигранты и с какими барьерами они сталкиваются, обучаясь в колледже? В современных отечественных и зарубежных исследованиях выделен следующий ряд проблем, представленных на рисунке 1.

Рисунок 1 Трудности для студентов-мигрантов в образовательной организации

1. Педагогические трудности в принятии норм и правил образовательной организации, системы образования в целом, трудность адаптации к учебной деятельности, сложность в освоении учебного материала.

2. Психологические трудности в концентрации внимания, трудность в общении, ярко выраженная тревожность, чувствительность.

 3. Социальные трудности в нетерпимом отношении со стороны сверстников, педагогов, материальные трудности в семье, проблема адаптации к социуму, принятым в обществе правилам и нормам.

4. Культурные трудности в незнании культурных особенностей, ценностей, норм в обществе, культурные различия, страх потери собственной культуры.

5. Языковые трудности в  незнании языка, особенностей коммуникативного поведения, принятых в обществе, правил вербального и невербального общения, коммуникативные барьеры.

Людям другой национальностям и плохим знанием русского языка трудно осваивать правописание и уж тем более изучать технические дисциплины. Специальное программное обеспечение помогает нашим студентам.

Например, при изучении раздела Инженерная графика на экране появляются изображения видов соединений, передач и изображения подшипников, после чего смысл могут понять студенты, которые плохо понимают русский язык. Многие темы становятся ребятам ближе и понятнее именно после наглядного представления.

Работая со студентами – мигрантами много лет, преподаватели пришли к некоторым выводам. Казахи с детства воспитываются в строгих правилах: относиться к труду как к первой необходимости, осознавать личную ответственность за дела. Узбеки также очень трудолюбивы, исполнительны и добросовестны. Таджики упорны и настойчивы в достижении поставленной цели. Однако, все они нуждаются в постоянной поддержке, последовательной постановке целей в учебной деятельности, в разъяснительной работе. Отсутствие такой поддержки, а именно индивидуальной, может привести к серьезному отставанию в процессе обучения, росту академических долгов и снижению мотивации к обучению.

Знание психологических особенностей детей и их родителей, социальной ситуации их развития, гуманизм, толерантность, любовь к детям и убежденность в высокой социальной значимости своего труда позволят педагогам успешно реализовывать идеи инклюзивного образования.

Для вовлечения студентов в процессы обучения и воспитания наш колледж различные патриотические мероприятия, конкурс народного единства, на котором ребята готовят национальные блюда, одевают национальные одежды. Этот праздник проходит очень весело и интересно. Классные руководители проводят классные часы – знакомство с Родиной, повышение интереса к истории и традициям России. Так же проводятся приобщение мигрантов к традициям страны пребывания – организуются чаепития, походы в театры. Обязательно проводить классные часы о социальных рисках. Так же со студентами с плохим знанием русского языка проводятся индивидуальные беседы и беседы с психологом. Преподаватели посещают общежитие, в котором проживают такие студенты и два раза в год проводят родительские собрания. Индивидуальные беседы с родителями частое явление в нашем колледже.

Очень помогают сблизится «Разговоры о важном». В понедельник перед началом пар студенты собираются в холле колледжа, поют гимн и расходятся по кабинетам, где всех студентов встречают классные руководители и ведут интересные беседы, в зависимости от заданной темы.

В конце обучения ребята разных национальностей очень сплачиваются друг с другом и не обращают внимание на национальность и даже начинают понимать языки своих одногруппников.

Таким образом, инклюзивность – это такой принцип организации общественной жизни, когда все люди равны. Инклюзивность предполагает вовлечение всех граждан в активную социальную жизнь, не только сирот и инвалидов, но и эмигрантов и беженцев.

Администрации и преподавателям колледжа создают инклюзивную среду — среду доверия, уважения и толерантности в поликультурной группе студентов и в образовательном учреждении в целом.

Список литературы

1. Ахметова, Д.З. Педагогика и психология инклюзивного образования / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др.; под ред. Д.З. Ахметовой.– Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2014. – C. 46-53.

2. Бауэр, Е.А. Психология предубеждений в контексте межкультурного обучения/ Е.А. Бауэр, М.К. Кабардов // Культурноисторическая психология. 2011. – №3. – С. 90-97.

3. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М. : Художественная литература, 1979. – 412 с.

4. Крысько, В.Г. Этническая психология / В.Г. Крысько. – М. : Академия, 2008. – 320 с.

5. Лацарус, М. Мысли о народной психологии / М. Лацарус, Г. Штейнталь. – Воронеж, 1905.

6. Семина Л., Максакова В. Учимся договариваться (Я-Ты-Мы)//Мысограждане. М.:БОНФИ, 2002. С.262-269; Семина Л., Максакова В. Учимся принимать решения//Мы-сограждане. М.:БОНФИ, 2002. С.270-497.